Когда в следующем году глава Администрации президента будет подавать декларацию, у него, теоретически, могут возникнуть проблемы. В парламент подан проект закона, который запустит механизм контроля над тем, чтобы расходы чиновников были сопоставимы с их доходами. Если декларации этим требованиям отвечать не будут, госслужащий должен быть уволен.
Документ уточняет многие нормы антикоррупционного законодательства и создает механизмы контроля за его соблюдением. Сейчас, согласно рейтингу Transparency International, по уровню коррупции Украина — 144-я из 174 стран. В 2010-м Киев был еще на 134-й ступени. Потери Украины от коррупции составляют 20 млрд гривен в год, заявил недавно президент Виктор Янукович.
Что меняетсяЧтобы успеть удовлетворить все требования Евросоюза к ноябрьскому саммиту Украина — ЕС, в прошлую среду Кабмин утвердил — и уже в четверг внес на рассмотрение Верховной Рады — проект закона, который должен улучшить ситуацию с борьбой с коррупцией в Украине. Он вносит важные уточнения в Закон об основах предотвращения и противодействия коррупции.
Основных новаций в документе — четыре.
Во-первых, список лиц, которые обязаны подавать декларации о своих доходах и расходах, серьезно расширится. «Проект закона уточняет перечень лиц, которые должны были декларировать свои доходы и по действующему закону, но искали лазейки, чтобы уклониться от этой нормы», — говорит доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного дела и криминологии КНУ им. Шевченко Николай Хавронюк.
Кроме руководства страны, министров, народных депутатов, судей и руководителей ряда ведомств центральной исполнительной власти, подавать декларации будут обязаны заместители министров, руководители и их замы из исполнительной власти Крыма и органов местной власти. Публиковать декларации они должны будут в течение 30 дней после их подачи в СМИ или на официальных веб-сайтах.
В-третьих, подачей деклараций дело не ограничится: они будут подлежать логическому и арифметическому контролю. «Суть контроля — проверять, что доходы чиновников соответствуют их расходам. Т.е. что чиновник с зарплатой 3000 гривен не владеет Lexus или роскошными объектами недвижимости», — поясняет собеседник в Кабинете министров. Порядок контроля будут определять Министерство доходов и Минюст.
И наконец, проект закона расширяет понятие конфликта интересов в госслужбе. К примеру, таким конфликтом будет считаться противоречие служебных полномочий чиновника не только с его личными интересами, но и с интересами его близких лиц.
Эти нормы улучшат ситуацию с контролем за коррупционными ситуациями среди чиновников, считают эксперты. Но на этом перечень хороших новаций документа заканчивается. В самом проекте закона заложены нормы, которые могут свести его эффективность на «нет».
О чем речь?
Проверять декларации чиновников, согласно документу, должны «уполномоченные подразделения». Ими будут подразделения по борьбе с коррупцией в рамках тех же министерств и ведомств, которые будут проверяться. Это создает сразу две загвоздки.
Две загвоздкиПервая — это зависимость проверяющих от руководства ведомств. Сегодня в составе всех министерств и облгосадминистраций уже работают отделы внутреннего контроля, и они могли бы заниматься контролем деклараций, говорит руководитель контактной группы Transparency International в Украине Алексей Хмара. «Но руководителей этих отделов назначают главы самих министерств. А значит, эти руководители не очень внимательно будут искать ошибки в декларациях тех, кого «нужно» принять на работу, и слишком внимательно, если какого-то чиновника, напротив, нужно «уволить», — говорит Хмара. В Польше для проверки чиновников был создан специальный независимый антикоррупционный орган, сотрудники которого не зависят от руководства любых министерств, говорит Хавронюк.
Вторая проблема в том, что проект закона предлагает проверять все поданные декларации. «В нашей стране работает свыше 1 млн человек, которые подпадают под норму о декларировании своих доходов, — говорит Хавронюк. — Представьте количество трудозатрат — а значит, и финансовых затрат, и времени — которые нужны будут на проверку всех деклараций. Особенно если учесть, что их нужно будет не только прочитать, но и перепроверить».
В Польше, США и ряде других государств хорошо работает другой метод, говорит ученый. Под проверку деклараций ежегодно подпадает 5-10% сотрудников, и санкции, которые налагаются, если в декларациях найдены нарушения, позволяют держать в тонусе всю систему. «Если за такой выборочной проверкой следуют реальные санкции, она очень дисциплинирует государственных служащих», — говорит Хавронюк.
Дарья Марчак