В авиакомпании «Визз Эйр Украина» («дочка» венгерского лоукост-перевозчика Wizz Air) вчера сообщили об открытии с 5-6 июля двух новых рейсов из Киева — в Вильнюс и Софию. Разрешение на полеты в эти страны компания получила на прошлой неделе. Минимальная стоимость билетов на эти рейсы в один конец составит 341 грн. Генеральный директор авиакомпании Акош Буш также рассказал, что в этот же период перевозчик откроет рейс Донецк—Дортмунд (минимальной стоимостью 442 грн). Теперь у перевозчика 22 направления из пяти украинских аэропортов. Компания эксплуатирует три самолета A320 и базируется в киевском аэропорту «Жуляны». В прошлом году она перевезла 630 тыс. пассажиров (+10,5%).
Перевозчик рассчитывал открыть гораздо больше рейсов. В январе компания подала заявку в Госавиаслужбу (ГАС) на 18 новых направлений, по которым раньше летал «АэроСвит». Но ГАС выдала Wizz Air лишь назначения в Дубай, Москву, Санкт-Петербург, Вильнюс, Софию и Бухарест из Киева, а также в Кутаиси из Донецка и Харькова. Со всеми указанными городами украинская сторона не имеет существенных ограничений на полеты, поэтому ГАС была вынуждена удовлетворить заявку лоукостера. Но на более прибыльные маршруты компании не приходится рассчитывать: «Некоторые перевозчики подают заявки на направление Киев—Париж, которое годами развивали „Международные авиалинии Украины“. Компания на нем работала, а мы должны пустить туда лоукост?»,— заявил в минувшую пятницу первый заместитель главы ГАС Александр Гречко. «Есть некоторые направления, которые блокируются существующими операторами. Но ГАС нужно прийти к тому, что на линии нужно пускать и других игроков»,— отметил вчера Акош Буш. По его словам, компания подаст новые заявки в ГАС.
Впрочем, Wizz Air не так-то просто начать полеты и при существующих назначениях. В частности, речь идет о направлении Киев—Москва — самом популярном и прибыльном маршруте из Украины. В прошлом году российские и украинские авиакомпании перевезли на этом маршруте 930 тыс. человек (+20%). Весь рынок авиаперевозок в Украине в прошлом году составил 8,1 млн человек (14,1 млн пассажиров с учетом иностранных авиакомпаний). В конце прошлого года ГАС и Росавиация сняли ограничения относительно количества назначенных авиакомпаний и частот на линии Киев—Москва (полеты в остальные российские города не были ограничены). С инициативой либерализации рынка авиаперевозок на этом маршруте выступила российская сторона. Тем не менее WIzz Air пока не получила разрешения на полеты в Москву и Санкт-Петербург.
«Мы ведем переговоры с российской стороной с помощью правительства и дипломатических каналов. Мне неизвестно о блокировании доступа Wizz Air на российский рынок со стороны Росавиации»,— сказал Акош Буш. Получить комментарий Росавиации вчера не удалось.
Росавиация попросту не согласовывает полеты компании, утверждают участники рынка. «Например, так было в прошлом году на линии Симферополь—Москва. Ограничений там вроде бы нет, но WIzz Air на линию просто не пустили»,— объяснял ранее эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. Бюджетный перевозчик на такой линии, по его словам, невыгоден всем авиакомпаниям. «У „Аэрофлота“ всегда было сильное лобби в Росавиации. Кроме того, там есть своего рода установка — не пускать лоукостеров вроде Wizz Air, в том числе венгерской, и Ryanair. Они могут сломать весь рынок»,— говорит независимый эксперт Александр Ланецкий.
Формально Росавиация может не пускать дочернюю компанию венгерской Wizz Air, если перевозчик не представит доказательства того, что авиакомпания принадлежит резидентам Украины. Это предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Украиной. «У нас действительно были проблемы на линии Симферополь—Москва, и мы до сих пор туда не летаем по необъяснимым причинам. Но на рынок пустили бюджетную британскую компанию EasyJet, а поэтому мы надеемся, что политика государства в этом направлении изменилась»,— отметил Акош Буш.
Елена Синицына