Разыскать школьную любовь в «Одноклассниках», задушевно побеседовать с подружкой по Skype, опубликовать на Facebook ссылку на смешное видео и надрывать животики в чате с друзьями… Особенно сладостно заниматься этим накануне экзамена или сдачи курсовой, когда захлестывают волнение и страх, а учиться так не хочется. Эмоциональную разрядку студенты нередко ищут именно в социальных сетях, особенно если «группа поддержки» — родные и друзья — находится за тысячи километров.
В кармане — смартфон, в рюкзаке — ноутбук. Находиться на связи 24 часа в сутки — нормальное явление для большинства современных девушек и юношей. Александр Волошин из города Черкассы — не исключение. В жизни студента магистратуры Марбургского университета (Philipps-Universit?t Marburg) социальные сети сыграли решающую роль. «Когда я приехал в Германию по программе au pair, то с семьей, где работал, на первых порах объяснялся на смеси языка жестов и ломаного немецкого», — рассказывает 23-летний студент-математик. И хотя социально изолированным Александр себя не чувствовал, полноценного общения ему остро не хватало. Спасал Skype. «Разговоры с родителями давали мне чувство поддержки. А общение с друзьями, оставшимися на Украине, — ощущение нужности», — вспоминает он.
Молодежь проводит больше времени в интернете, оказавшись в новых и напряженных ситуациях, каковыми и являются жизнь и учеба в незнакомой стране, подтверждают психологи. Согласно исследованиям, виртуальное общение нужно студентам, чтобы чувствовать уверенность и защищенность.
Опасные сети зависимости
Но есть у этого явления и обратная сторона. Если интернет-общение с домашними превалирует, а фаза возмещения недостатка контактов на новом месте виртуальными связями с родиной затягивается, это может помешать успеху за рубежом, считает Ханс-Вернер Рюкерт (Hans-Werner R?ckert), руководитель службы психологической поддержки студентов Свободного университета Берлина (Freie Universit?t Berlin). «Когда на консультацию приходят иностранные студенты, испытывающие проблемы, зачастую выясняется, что одним из негативно влияющих на интеграцию факторов являются социальные сети», — говорит психолог.
Социальными сетями сегодня пользуется 1,5 миллиарда человек. Будь то Twitter, Facebook или региональные платформы, ученые убеждены: увлечение таким общением не так уж безобидно. В Великобритании в списке официально зарегистрированных психических заболеваний с некоторых пор числится и зависимость от соцсетей. «Этот диагноз мы ставим, когда человек перестает жить реальной жизнью на самом элементарном уровне. Например, забывает поесть, не спит, пропускает важные встречи, перестает ходить на работу или на занятия в университете», — объясняет Ричард Грэм, психиатр клиники Tavistock Centre, где лечат примерно 100 зависимых в год, причем возраст пациентов — до 35 лет.
Зависимость от соцсетей может быть сильнее, чем сигаретная и алкогольная, доказывают новейшие исследования. Начинается все с того, что потребность проверить, не прокомментировал ли кто-нибудь пост или опубликованную фотографию, превращается в своего рода зуд. Зависимые сравнивают его, например, с навязчивым желанием покурить.
Не упустить момент «развиртуализации»
Поэтому психолог Ханс-Вернер Рюкерт советует студентам дать понять родителям и друзьям на родине, что вовсе не обязательно часами «висеть» в Skype. Кроме того, надо как можно раньше, желательно даже до отъезда, задуматься о том, как завести реальные знакомства в Германии. Например, занявшись спортом, изучая языки или посвящая время другим увлечениям.
Период учебы за границей — это не просто путь к получению диплома, но и благоприятное время для социальной и профессиональной интеграции. Важно не упустить этот шанс. У Александра Волошина «скайпово-фейсбучный» период закончился через месяц — два после приезда. В соседнем городе он нашел приятеля, который за несколько лет до этого воплотил в жизнь тот же план — переход из статуса au pair в ранг студента магистратуры. Новый друг помог будущему магистру влиться в немецкую жизнь. А в дальнейшей интеграции Александру пришли на выручку… те же социальные сети. Немецкий, например, он начал изучать, подписавшись на рассылку бесплатного курса от Deutsche Welle на Facebook. Да и с однокурсниками он связывается по внутренней университетской сети, где выкладываются конспекты, обсуждаются задания, лекции и учебные проекты.
На ловца и зверь бежит
Социальные сети — оружие обоюдоострое. С их помощью обустроила свою жизнь в Германии и студентка из Болгарии Сибила Атанасова. В них она нашла и новых друзей, и квартиру, и подработку. «Я не представляю себе, как можно жить полноценной жизнью жизнью без Facebook и Skype», — говорит 24-летняя учащаяся магистратуры Свободного университета Берлина (Freie Universit?t Berlin). Как будущий психолог она ратует за чувство меры и здоровый баланс между поддержанием старых и новых знакомств, между отношениями в реальной и виртуальной жизни.
Площадки Xing и Facebook действительно могут стать незаменимым средством для налаживания контактов с потенциальными работодателями и коллегами в Германии. Поиск работы, практики, возможностей повышения квалификации, — все это часто происходит при помощи виртуальных знакомых. «Самые сообразительные готовят почву для общения заблаговременно, — говорит модератор сообщества »KarlsRU« в немецкой социальной сети Xing Павел Пикинер. — В нашей группе есть несколько участников, которые наладили с нами связь из России и других постсоветских стран. Мы их еще даже не видели, но уже ждем их прибытия с нетерпением». Встречи и совместные развлечения для новичков на новом месте учебы и работы в Германии организаторы группы гарантируют.
Но настоящим счастливчикам в сетях удается «выловить» еще больше. Так, Александр Волошин два года назад занялся поиском себе подобных по Германии в сети «В Контакте» и в региональном сообществе au pair познакомился с Наташей из Кривого Рога. Свадьбу сыграют этим летом, причем и в Германии, и на Украине!