А поскольку сейчас европейский бизнес может оптимизировать налогообложение вполне законно, Брюссель настаивает на пересмотре законодательства странами с низкой эффективной ставкой налогообложения.

12 февраля 2013 года Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) опубликовала отчет «О размывании налогооблагаемой базы и переносе прибыли [в юрисдикции с более выгодным налогообложением]». Этот отчет может стать стартовой точкой в изменении принципов налогообложения во всем мире. 

За последние годы страны ОЭСР лишились многомиллиардных доходов в виде налога на прибыль, говорится в отчете. Основная причина этого — законные способы переноса дохода в офшоры. Как? Чаще всего транснациональные корпорации аккумулируют свою прибыль в странах с низкой эффективной ставкой налогообложения — таких как Ирландия либо Кипр — или в классических офшорах (Британские Виргинские острова, Бермудские острова).

Эксперты ОЭСР рассчитали индекс соотношения прибыли корпораций и ВВП соответствующих государств. Для стран «Большой семерки» этот индекс колеблется от 0,2% до 2,6%. В то же время в Нидерландах он равен 4,6%, на Кипре — 18,2%, а на Бермудских островах достигает 645,7%.Эксперты ОЭСР рассчитали индекс соотношения прибыли корпораций и ВВП соответствующих государств. Для стран «Большой семерки» этот индекс колеблется от 0,2% до 2,6%. В то же время в Нидерландах он равен 4,6%, на Кипре — 18,2%, а на Бермудских островах достигает 645,7%.

Как видим, классические европейские холдинговые юрисдикции — Нидерланды и Кипр — попали в данный список.

В связи с этим перед ОЭСР была поставлена задача найти способы нейтрализации указанных несовпадений. Как это сделать? Улучшить правила трансфертного ценообразования и регулирования операций между связанными компаниями групп. Как предполагается, изменения будут внесены и в Модельную Конвенцию об избежании двойного налогообложения — например, в отношении налогообложения доходов от интернет-бизнеса. Кроме того, страны — члены ОЭСР планируют ввести более жесткие меры контроля над уклонением от налогов.

В приложении «С» отчета представлены классические структуры налогового планирования. А значит, теперь, прежде чем создавать ту или иную структуру бизнеса или проводить реструктуризацию финансовых и операционных потоков, мы рекомендуем компаниям удостовериться, не считается ли такая структура уклонением от уплаты налогов с точки зрения экспертов ОЭСР.

Судя по всему, теперь налоговые органы стран ЕС будут пристальнее контролировать уплату налога на прибыль — и будут ориентироваться на данные отчета. Не исключено и то, что он повлечет за собой массовые налоговые проверки в Европе, цель которых — удостовериться, действительно ли операции, проводимые местным бизнесом, имеют экономический смысл.

Отдельные эксперты уже говорят о неких глобальных механизмах контроля, которые должны сделать невозможным «перенос» прибыли из юрисдикций с высоким налоговым бременем в низконалоговые.

Кроме того, некоторые страны с либеральным налоговым режимом де-факто принуждаются к повышению налогов. К примеру, по условиям соглашения с Еврогруппой, Кипр будет вынужден повысить ставку налога с 10% до 12,5% и взыскать одноразовый налог с депозитов в банках государства.

Это, конечно же, не обрадует отечественный бизнес, который планирует свои операции с использованием налоговых гаваней. Особенно на фоне усиления фискального давления в Украине. Но эти тенденции — следствие глобальных кризисных процессов в мировой экономике. Развитые государства довели уровень налогообложения до черты, за которой может начаться массовое бегство налогоплательщиков в более «лояльные» юрисдикции — и вполне логично, что следующим шагом могут стать меры, препятствующие подобному бегству.

Андрей Серветник