Данное Виктором Януковичем обещание «услышать каждого» обретает плоть и кровь. На прошлой неделе общественность всколыхнула новость о создании нового силового ведомства с неограниченными полномочиями — финансовой полиции, которая будет находиться в непосредственном подчинении главы государства. Соответствующий законопроект уже написан и прошел согласование со всеми профильными министерствами. Официально декларируемая цель создания будущего мегамонстра: эффективно выявлять и пресекать экономические преступления. На практике же Президент создает собственный карательный орган, который не только сможет держать в страхе и повиновении бизнес, но и фактически без суда и следствия расправляться с любым неугодным гражданином.

«Всевидящее око» Банковой

Над необходимостью реформирования правоохранительных и контролирующих органов власть раздумывает не первый год. Результатом стала идея объединения всех подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, которые сейчас распылены по нескольким ведомствам. Концентрация властных полномочий (а с ними и финансовых потоков) вполне вписывается в стратегические цели Банковой.

Однако даже оппоненты, ругающие власть за построение в государстве репрессивной машины для борьбы с неугодными, удивлены масштабами этого проекта. Раскрыть их позволил недавно всплывший законопроект «О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)».

По замыслу своих создателей, будущая финансовая полиция станет неким гибридом силовых и фискальных структур, призванным «защищать финансовую систему страны от преступных посягательств», бороться с коррупцией, отмыванием «грязных» денег, гарантировать безопасность лиц, обеспечивающих уголовное судопроизводство, а также контролировать использование бюджетных средств.

Читайте также: Президентское окружение предлагает наделить главу государства правом контролировать самый влиятельный карательный орган в стране

Для этого авторы документа предлагают упразднить шесть ведомств: налоговую милицию, Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), Управление по борьбе с организованной преступностью МВД (УБОП), департамент контрразведывательной защиты экономики СБУ, Управление по борьбе с контрабандой Гостаможслужбы и Государственную финансовую инспекцию (бывшее КРУ). И на их основе создать финансовую полицию с эксклюзивным правом расследовать экономические преступления.

«По сути, в одном органе хотят объединить „бухгалтеров“ из фининспекции с „чекистами“ и операми из УБЭП, которые привыкли работать „в поле“. А вот что там будут делать ребята в бронежилетах из УБОП, вообще непонятно. Людей пугать?» — удивляется партнер адвокатского объединения «Хасин и Дроздовский» Любомир Дроздовский.

Впрочем, знаменитые «маски-шоу» могут действительно стать обыденным явлением, учитывая разветвленность структуры «универсальной» полиции. По задумке авторов законопроекта, она будет иметь филиалы не только в центре и регионах, но и в каждом районе. Такого охвата, как и столь высокого покровительства, до сих пор не имел ни один силовой и фискальный орган: согласно законопроекту финансовая полиция будет напрямую подчиняться Президенту, который и определит ее структуру и количество «штыков».

«Маски-шоу» в каждый дом

Вполне очевидно, что первыми под каток новой карательной машины попадут предприниматели. Правоведы, успевшие ознакомиться с документом, иронизируют: после его утверждения заниматься бизнесом смогут исключительно сами финансовые полицейские. Ведь их полномочия, а значит, и возможности воздействия на предпринимателей, будут действительно неограниченными.

Согласно законопроекту на финансовую полицию не распространяются ограничения, связанные с контрольно-силовыми действиями, которые сегодня содержатся в Налоговом и Таможенном кодексах, законах «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и «О милиции».

Это означает, что финансовая полиция сможет устраивать любые проверки, а также определять частоту посещения предприятий и круг контролируемых вопросов. Не говоря уже о том, что для выявления «нарушений» могут быть задействованы практически любые методы — от мирного «собеседования» с руководством до изъятия документации и блокирования работы компании. Причем любые требования нагрянувших с визитом финансовых полицейских должны исполняться беспрекословно. В противном случае «спорщик» рискует быть задержанным и на сутки оказаться «в специально отведенных помещениях».

Подобные возможности выглядят поистине шокирующими, учитывая распространившуюся в последнее время практику использования силовиков для теневого передела бизнеса.

«Сейчас, получив команду „фас“, могут прийти четыре милиционера и избить дубинками до смерти предпринимателя, отказавшегося от „выгодного“ предложения продать бизнес. После принятия закона придет один финансовый полицейский и просто его пристрелит. Но есть и один плюс: если „заказчик“ не очень влиятельный, то откупиться от одного полицейского, пусть даже с автоматом, будет проще, чем от четверых. То есть появится возможность работы через „единое окно“, — иронизирует г-н Дроздовский.

К слову, по поводу возможных убийств законопроект говорит следующее: в случае совершения сотрудником финансовой полиции убийства или нанесения вреда здоровью кого-либо он должен письменно сообщить об этом начальнику, а тот, в свою очередь, уведомить прокурора. Все!

Впрочем, то, что в нашей стране вести бизнес зачастую опасно для здоровья, многие предприниматели уже успели усвоить на собственном опыте. Но вскоре под каток силовиков могут попасть и рядовые граждане. „Если, скажем, человек недоплатил даже незначительную сумму налогов, к нему домой может прийти финансовый полицай, скрутить руки, описать имущество и даже арестовать“, — говорит депутат, член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин.

Более того, даже добросовестные плательщики налогов имеют шанс познакомиться с финансовыми полицейскими. Ведь вдобавок ко всему они будут следить за общественным порядком, а также бороться с административными нарушениями. В частности, законопроект разрешает финансовому полицейскому применить огнестрельное оружие „для остановки транспортного средства, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника Службы финансовых расследований“. В сравнении с этим предоставленная таким полицейским возможность в любое время дня и ночи врываться в дома, применять физическую силу и специальные технические средства выглядит просто невинной шалостью.

Верх же цинизма заключается в том, что создание такого монстра будет профинансировано из государственного бюджета, то есть оплачено самими гражданами. По подсчетам Минсоцполитики, только на ликвидацию налоговой милиции необходимо 380 млн грн.

Немалые средства потребуются и на содержание финансовых полицейских. Разработчики предусмотрели для ее сотрудников обширный перечень льгот и социальных гарантий: обеспечение жильем, выплата 10-летней зарплаты в случае смерти, компенсация за использование личного транспорта и т. д.

Но хуже всего то, что если инициатива о создании финансовой полиции будет воплощена в жизнь, то в нашей стране станет невозможно не только вести бизнес, но и просто жить, не опасаясь быть пристреленным за нарушение правил дорожного движения или допущенную ошибку в налоговой декларации.

Рождение монстра

Информационное пространство прошедшей недели взорвала новость о создающемся властью новом силовом монстре — финансовой полиции, призванной бороться с экономическими преступлениями. Соответствующий законопроект, как выяснилось, уже больше месяца гуляет правительственными кабинетами и даже успел пройти согласование с профильными министерствами и ведомствами.

Новая структура будет напрямую подчинена Президенту и наделена беспрецедентными полномочиями и правами, которые в отличие от ныне действующих силовых и контролирующих ведомств не ограничены законодательно. Это значит: любые действия представителя Службы финансовых расследований будут считаться законными. Познакомиться же с финансовыми полицейскими имеют шанс не только предприниматели, но и рядовые граждане.

Ведь в сферу деятельности новой структуры входит и предупреждение административных нарушений, и даже контроль над общественным порядком. Более того, новая репрессивная машина получит возможность не только „самосовершенствоваться“, придумывая себе новые горизонты деятельности, но и подстраивать под свои желания окружающих: с подачи разработчиков одиозного законопроекта новую структуру хотят наделить правом законодательной инициативы, которым на сегодняшний день располагают только депутаты, Президент, правительство и НБУ.

По сути, мы снова возвращаемся в недалекое прошлое, когда главным методом борьбы с экономическими преступлениями были хорошо известные бизнесу „маски-шоу“. Вот только теперь таким образом будут бороться, к примеру, с нарушителями правил дорожного движения и со злостными (если так решит полиция) неплательщиками налогов.

Наделение финансовой полиции необъятными силовыми полномочиями полностью нивелирует одно из немногих правовых достижений — декриминализацию экономических преступлений. Только сажать новые полицейские станут еще до суда. Наивно полагать, что в наших реалиях власти удастся создать гвардию кристально честных полицейских. Но тогда кто защитит бизнес и граждан от коррупционеров и взяточников в погонах, если по закону финансовый полицейский будет всегда прав?