Это означает, что стимулов возвращать кредиты, привлеченные на таких условиях, у компаний станет меньше, а доступность этого инструмента возрастет. «Такое смягчение условий для выдачи кредитов расширяет возможности для предоставления гарантий. Но оно же увеличивает вероятность того, что заемщики не вернут средства самостоятельно, и прогарантированные кредиты придется возвращать за счет средств налогоплательщиков», — говорит главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.За период независимости Украины потери бюджета от наступления государственных гарантированных случаев к 2010 году достигли $3 млрд, говорится в выводах Главного научно-экспертного управления Верховной рады к проекту закона.
Основными получателями госгарантий под кредиты в 2012 году были три компании: Государственная продовольственно-зерновая корпорация привлекла под гарантии правительства $1,5 млрд от Госбанка развития Китая, госпредприятие «Фининпро», финансировавшее инфраструктурные проекты под Евро-2012, — $0,55 млрд, «Укравтодор» — около $0,5 млрд.
У Минфина — своя логика. Требовать обеспечения по кредитам, выдаваемым госорганам — это перекладывать средства из одного кармана государства в другой, ведь «Укравтодор» и «другие органы власти распоряжаются исключительно государственным имуществом», говорится в пояснительной записке к документу. Госгарантии — это просто механизм растянуть финансовую нагрузку, которой требуют капитальные инвестиции, на больший период времени, пояснила директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
В чем подвох?
Платить за ресурсы, привлеченные госкомпаниями под госгарантии, будут частично из бюджета. К примеру, на погашение займов, взятых под госгарантии «Укравтодором», в госбюджет-2013 заложено 8,4 млрд гривен, ГП «Фининпро» — 0,82 млрд гривен. Но стоить эти средства будут дороже, чем если бы заемщиком выступало напрямую государство, то есть Минфин. К примеру, в декабре 2012 года «Фининпро» выпустила гарантированные правительством 5-летние евробонды на $550 млн под 9%, тогда как приблизительно в то же время были выпущены десятилетние суверенные облигации под 7,8%. «Такой выпуск выглядит раздачей средств украинских налогоплательщиков», — говорилось тогда в отчете USAID, посвященном этому выпуску.
Казалось бы, почему в таком случае не удешевить процесс и не оформлять кредиты напрямую на государство, тем самым экономя на обслуживании долгов? «Потолок прямого госдолга ограничен законом о госбюджете. Чтобы не превысить его, в текущем году правительство может привлечь новых займов не более чем на 135,5 млрд гривен. А ссуды, взятые госорганами под госгарантии, в этом «потолке» не учитываются», — объясняет собеседник, близкий к руководству Минфина. К тому же статистика по условиям, получателям и срокам возвращения кредитов, выданных под госгарантии, непрозрачна, и не обновлялась с 2011 года.
Дарья Марчак