Согласно указу президента N128, в ноябре премьер-министр и Министерство финансов должны принять решение о продаже пакетов акций этих учреждений. Речь идет об Укргазбанке (92,99% акций) и банке «Киев» (99,94%). Поскольку Родовид Банк (99,99%) является санационным учреждением, в него будут переданы проблемные активы первых двух банков. Это должно произойти спустя три месяца после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс относительно работы с проблемными активами санационного банка. Однако точная дата этого события неизвестна, поскольку соответствующий законопроект, хотя и был подан еще 18 декабря, еще не принят. Фактически заявленная схема означает отказ от идеи бывшего главы Нацбанка Сергея Арбузова присоединить банк «Киев» к Укргазбанку.
В этих банках вчера не смогли прокомментировать свою будущую продажу. Глава правления Укргазбанка Сергей Мамедов еще летом 2011 года заявил: «Государство продаст банк любому инвестору, у которого будут деньги. А моя задача — сделать банк прибыльным и интересным для будущего инвестора». «Нам необходимо постоянно повышать стоимость такого актива, как Укргазбанк, поскольку перед нами как перед менеджментом акционеры поставили задачу повышать стоимость актива, ведь рано или поздно банк, возможно, будет продан»,— говорил в феврале первый зампред правления Укргазбанка Станислав Шлапак.
Министерство финансов начал рекапитализацию проблемных банков в июле 2009 года, вложив с тех пор в их капитал 22,76 млрд грн: Родовид Банк получил 9,8 млрд грн (порядка 6 млрд грн пошло на выплату вкладов клиентов Укрпромбанка), Укргазбанк — 9,4 млрд грн, «Киев» — 3,56 млрд грн. Существенные средства списаны: убыток Родовид Банка суммарно за 2009-2012 года составил 9,8 млрд грн, «Киева» — 3,2 млрд грн, Укргазбанка — 6,9 млрд грн, хотя в 2012 году он получил прибыль в размере 1,1 млрд грн.
Согласно принятому в прошлом году закону N4524-17, национализированные учреждения могут быть проданы только стратегическим инвесторам. При этом их бывшие собственники не смогут быть покупателями. Советник для продажи национализированных банков должен быть отобран уже в мае. Эксперты считают, что продать национализированные банки не сложно — есть как внутренние, так и внешние потенциальные покупатели.
«У Укргазбанка достаточно большой объем ликвидности и нет особенных проблем для его развития. Поэтому он может претендовать на эффективную продажу. А достоинство банка „Киев“ состоит только в том, что его собственником является государство»,— говорит главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
Главная проблема продажи заключается в цене, так как правительство не захочет фиксировать большой убыток от инвестиций.
«Цены на банки значительно упали. Если очень постараться, то Укргазбанк можно продать за один капитал, так как это цена рынка, а банк „Киев“ даже столько не стоит»,— говорит один из участников рынка.
Регулятивный капитал Укргазбанка на 1 января составил 3,808 млрд грн. а «Киева» — 651 млн грн. Таким образом, за них удастся выручить не более 4,1 млрд грн. Если брать биржевые котировки, то банки стоят еще дешевле. В прошлом году на «Украинской бирже» было совершено 16 сделок с акциями Укргазбанка по цене от 1 до 19 копеек при номинале в 1 грн. Торги с акциями Родовид Банка и банка «Киев» на бирже не проходили.
Поскольку Родовид Банк продаваться не будет, убыток государства от спасения банковской системы в 2009 году может составить 18,6 млрд грн (без учета выплаты дохода по ОВГЗ, которыми капитализировались банки, и альтернативной стоимости денег). «Сейчас нет рынка продаж банков. Но все равно если есть возможность уменьшить убытки государства, то это нужно делать,— считает председатель правления банка „Хрещатик“ Дмитрий Гриджук.— Нужно организовывать конкурс и продавать банки тем, кто больше предложит. Возможно, это будет интересно кому-то из иностранных инвесторов, присутствующих в Украине, или, возможно, кто-то из украинских банков захочет расшириться».
Спорным эксперты считают решение передать проблемные активы национализированных учреждений санационному банку. Именно благодаря работе с проблемными долгами Укргазбанк заработал в 2012 году рекордную прибыль в 1,1 млрд грн. Их них на работу с проблемными активами пришлось 700 млн грн. Этот же фактор помог получить прибыль в январе — 330 млн грн, из которых операционный доход составил лишь 28,5%. В банке планировали использовать этот фактор и в текущем году. «Как правило, первый год-полтора работы с проблемными долгами бывают довольно успешными. Но потом уже сложнее возвращать кредиты, так как клиенты исчезают или банкротятся»,— отмечает Виталий Шапран.
Елена Губарь