Кабинет министров на заседании в среду утвердил решение о введении квотирования импорта угля, рассказал генеральный директор Федерации металлургов Сергей Притоманов: «Решение одобрено и в ближайшее время появится на сайте Кабмина». Министр Кабинета министров Елена Лукаш и пресс-служба правительства комментировать эту информацию отказались. Однако о решении знают в Минэнерго, а также генеральный директор ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт.

Квота установлена на уровне 10,2 млн т на 2013 год, из которых 2,5 млн т должны быть использованы на установках пылеугольного вдувания. «Металлургам для стабильной работы необходимо импортировать как минимум 13 млн т угля»,— отмечает господин Притоманов. По словам господина Старовойта, в понедельник представители металлургических компаний намерены обсудить этот вопрос с вице-премьером Юрием Бойко.

В Минэнерго уверены, что это решение дает гарантии стабильной работы государственных шахт, которые сейчас затоварены коксующимся углем.

«Мы заботимся о государственном интересе»,— говорит источник в министерстве. По его данным, на 1 февраля остатки коксующегося угля на складах шахт составляют 412,7 тыс. т.

Решение выгодно не только государственным шахтам, но и предприятиям, которые арендуют структуры народного депутата Юрия Иванющенко, считает директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. В частности, в письме, адресованном СМИ, генеральный директор ГП «Антрацит» Петр Горобцов подтвердил информацию о том, что активы предприятия арендуются структурами Юрия Иванющенко и бизнесмена Ивана Аврамова. «Сегодня господин Иванющенко арендует либо контролирует иными способами ряд крупных государственных шахт, которые добывают четверть всего коксующегося угля в стране»,— констатирует господин Марунич.

По данным ИК «Ренессанс Капитал», больше всего импорт коксующегося угля в прошлом году увеличили Алчевский меткомбинат, входящий в «Индустриальный союз Донбасса» (на 69%), Evraz Group (47%), Запорожский коксохимический завод (33%) и «Арселор Миттал Кривой Рог» (8%). Большая часть угля импортировалась из России, Австралии, Казахстана и США. «Коксохимики используют определенное соотношение угля различных марок, и качественного угля с низкой серностью и зольностью должно быть не менее 60-70%. В Украине государственные шахты не добывают такой уголь, поэтому страна зависит от импорта»,— говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Мало того, некоторые государственные шахты, попавшие в аренду, идут на откровенный подлог, смешивая с коксующимся углем породу, что делает товар совершенно некондиционным, отмечает господин Старовойт.

Если меткомбинатам не позволят импортировать хотя бы 13 млн т качественного угля, то они могут попросту остановиться, рассказал источник в «Индустриальном союзе Донбасса».

«Из-за необходимости покупать украинскую продукцию нам придется для изготовления 1 т кокса использовать почти на 80% больше угля. Это повысит себестоимость и сделает сталь нерентабельной. Намного проще будет просто сократить производство»,— сказал источник в компании.

Ранее председатель наблюдательного совета «Индустриального союза Донбасса» Сергей Тарута заявил, что «кризис в металлургии сейчас гораздо глубже, чем в 2008 году». Он отметил, что себестоимость продукции меткомбинатов находится на грани рентабельности после того, как на 50-70% возросла стоимость газа и других энергоносителей для компании, а также тарифы на перевалку металлопродукции. «Если не принять срочные меры, то может произойти полная остановка заводов, причем не только наших»,— говорил он.

Решить проблему профицита угля в Кабмине неоднократно обещали за счет перевода украинских ТЭЦ с газа на уголь, чего до сих пор не сделано, отмечает Дмитрий Марунич. «Перевод ТЭЦ на уголь важен и как способ диверсификации энергоресурсов и повышения энергоэффективности. Однако он требует некоторых усилий и реальной работы, а правительство у нас привыкло все решать по старинке — административно-приказным способом»,— говорит он.

Олег Гавриш, Александр Черновалов