Определенные опасения у бизнеса обусловлены, прежде всего, прошлой практикой переплат по налогу на прибыль и несвоевременным возвратом НДС. У компаний возникает вопрос — не будут ли налоговики пытаться действовать подобным образом и в случае с ЕСВ?Информация о поддержке работодателями ПФ в его стремлении сохранить за собой функцию администрирования ЕСВ не соответствует действительности. Объединения работодателей, как и профсоюзов, несмотря на законодательные регламенты, не имеют реальной возможности влиять на управление Фондом. Есть лишь имитация этого.
В этом контексте важен алгоритм администрирования соцвзноса, ведь Миндоходов и Минфин могут попытаться покрывать кассовые разрывы бюджета за счет средств, полученных от уплаты ЕСВ. Это опасение особенно актуально в условиях финансового кризиса и проблем с наполнением бюджета. Чтобы такое искушение не появлялось, следует предусмотреть порядок, при котором поступления платежей по ЕСВ будут автоматически «расщепляться» и направляться в фонды соцстрахования.
В дискуссиях с Минфином и соцблоком правительства мы настаиваем, что природа ЕСВ отличается от природы налога. Единый соцвзнос — это персонифицированные страховые средства граждан, которые работодатель просто перечисляет. Налоговые же платежи не являются персонифицированными. Если государство хочет приравнять ЕСВ к налогам, нужно внести соответствующие изменения в законодательство.
Кроме того, учитывая идею введения всеобщего декларирования доходов, почему бы физлицам не доверить самим платить и НДФЛ, и ЕСВ, как это делается в других странах? Но у государства, судя по всему, есть определенный элемент недоверия к гражданам.
Страна дефицитаИнициативу Миндоходов по кардинальному уменьшению размера единого соцвзноса можно только приветствовать. Мы склоняемся к тому, что этот шаг будет способствовать легализации рынка труда. При уменьшении ЕСВ до 15% с нынешних 36% может возникнуть определенный провал поступлений в ПФ. Однако он не будет длиться более полугода.Если произойдет легализация 3 млн работников, которые получают зарплату на уровне хотя бы 2 тыс. гривен, бюджет получит около 11 млрд. гривен дополнительных поступлений ЕСВ. А в тени работает от 5 до 7 млн человек.
В это время государство должно подставить плечо ПФ и прокредитовать его. Разговоры относительно вероятного дефицита ПФ на уровне 90 млрд гривен — это страшилки. Более реальный вариант — 30 млрд гривен, о которых говорили в Миндоходов.
Согласно даже самым скромным подсчетам, если произойдет легализация 3 млн работников, которые получают зарплату на уровне хотя бы 2 тыс. гривен, уже выйдет около 11 млрд гривен поступлений. А в тени, если верить разного рода оценкам, работает от 5 до 7 млн человек.
По нашим расчетам, сокращение админрасходов ПФ, а также ликвидация выплат нестрахового характера, которые осуществляют соцфонды, позволит сэкономить еще около 4 млрд гривен.
Кроме того, не может в Украине размер пенсий быть от 1 тыс. до заоблачных величин. В других странах с солидарной пенсионной системой нет столь крупных привилегированных пенсий, которые встречаются у нас. Нужно установить лимит, чтобы самая большая пенсия не превышала 3-4 минимальных.
Благодаря таким мероприятиям можно было бы нивелировать дефицит ПФ. Однако для этого нужна политическая воля.
Алексей Мирошниченко