«Это, очевидно, игра на опережение. Правительство стремится выбить из рук Пенсионного фонда последний весомый козырь. Это делается, чтобы Фонд не мог поднять шум: мол, с передачей функции администрирования в Миндоходов могут начаться задержки с выплатой пенсий, поскольку правительство будет использовать ЕСВ-поступления для решения каких-то своих проблем. К примеру, для обслуживания госдолга», — предположил на условиях анонимности топ-менеджер аудиторской компании из «Большой четверки».
По мнению заместителя председателя совета Федерации работодателей Алексея Мирошниченко, сохранение текущего статус-кво является оптимальным вариантом для Украины. «Отличие должно заключаться лишь в том, что расщепление средств будет осуществлять Миндоходов, а не Пенсионный фонд», — уверен собеседник.
Специалисты надеются, что передача функции администрирования ЕСВ в Миндоходов позволит упростить отчетность и уменьшить количество проверок бизнеса. Ведь на предприятия, как ожидается, будет приходить лишь один контролер, проверяющий как уплату налогов, так и уплату ЕСВ. «Главный недостаток администрирования соцвзноса Пенсионным фондом — существование отдельного контролирующего органа. Для бизнеса — чем больше контролеров, тем больше проблем; для государства — чем больше контролеров, тем выше уровень коррупции; для общества дублирование функций означает дополнительные бюджетные расходы на содержание лишних чиновников», — констатирует директор департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.
Заместитель директора Научно-исследовательского центра по проблемам налогообложения Национального университета ГНСУ Константин Швабий ожидает, что объединение информационных баз Миндоходов и ПФ должно позволить фискалам увидеть полную картину о налогоплательщиках и, вероятно, выявить недобросовестных плательщиков. «Если Налоговая уже отвечает за администрирование налога на доходы физических лиц, то следует передать ей и функции по администрированию ЕСВ. Такое объединение должно способствовать определенной легализации зарплат», — соглашается ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.
В то же время против передачи функции администрирования высказывался, в частности, член фракции КПУ, председатель парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Петр Цыбенко. Он отмечал, что в прошлом году, по данным Пенсионного фонда, процент сбора единого взноса составил 99,6%. «То есть речь идет о том, что эту функцию Пенсионный фонд выполнял абсолютно. Поэтому мне непонятно, с какой целью это делается (передача функции в Миндоходов). Если для улучшения сборов, то, извините, улучшать дальше уже некуда», — констатировал парламентарий.
Правда, по данным аудитора аудиторской компании «Аксенова и партнеры» Евгения Дмитренко, эффективность сбора ЕСВ в Украине (определяется как соотношение фонда оплаты труда, из которого уплачен единый соцвзнос, к фактическому размеру фонда оплаты труда) составляет лишь 84,5%. А, к примеру, в Швеции и Великобритании, где администрированием ЕСВ занимаются службы доходов (создавались путем объединения налоговой и таможни), этот показатель достигает 100%. «Система уплаты ЕСВ должна быть интегрирована в основные процессы государственного налогового менеджмента», — считает собеседник.
Менеджер отдела налоговых и юридических услуг PricewaterhouseCoopers Украина Юрий Захарченко предлагает компромиссный вариант — запуск пилотного проекта администрирования ЕСВ Министерством доходов и сборов в одном из регионов.
Василий Пасочник