«Стадник продал основную часть своего бизнеса. Что не продано, находится в нерабочем состоянии, — сообщил руководитель крупной хлебопекарной компании. — В Украину он не планирует возвращаться». Факт переезда бизнесмена в Швейцарию

 «Стиоми-Холдинг» входил в топ-20 агрокомпаний по величине земельного банка (94 000 га). Основные направления бизнеса — выращивание сельхозкультур и производство хлеба. Чистый доход «Стиоми-Холдинг» в 2011 году — 337 млн гривен, чистая прибыль — 44 млн гривен

подтвердил и экс-помощник генерального директора «Стиоми» Александр Ловчиков. «В апреле исполнится год, как Стадник с семьей здесь не живут. В Украине у него больше нет бизнеса», — сообщил он.

Стадник недоступен для комментариев — украинский номер его мобильного отключен. 

Наследство «Итеры»

Стадник начинал свой путь в большом бизнесе с работы в украинской «дочке» компании-газотрейдера «Итера» — он был одним из членов совета директоров. В 2000-м «Итера» стала основателем украинско-российского СП «Итера-Агро», которое специализировалось на выращивании зерновых и производстве удобрений в Хмельницкой области. Соучредителем от украинской стороны был Стадник.

«Стиоми-Холдинг» был организован в результате слияния шести аграрных предприятий, которые контролировал Стадник. Название предприятия образовано из начальных букв фамилии и имен всех членов семьи Стадника: матери, детей и супруги.

Выход с долгами

В прошлом году бизнесмен не только распродавал активы — например, принадлежащий Стаднику хмельницкий телеканал «Эксклюзив» купил народный депутат Сергей Лабазюк, — но и перестал участвовать в работе Всеукраинской ассоциации пекарей (ВАП), в которой был председателем президиума. Его компания прекратила платить членские взносы в ВАП. «В декабре 2012-го на собрании было принято решение устранить Стадника от участия в управлении ассоциацией», — сообщила исполнительный директор ВАП Елена Жукова.

Из украинских активов бизнесмен, похоже, вышел не совсем безупречно. В мае 2012-го основатель «Стиоми» договорился о продаже своего бизнеса агрохолдингу «Кернел» миллиардера Андрея Веревского за $32 млн. Расплатиться покупатель должен был до конца 2013-го. На прошлой неделе компания Веревского сообщила, что продавец не выполнил своих обязательств, в связи с чем «Кернел» требует снижения суммы окончательного платежа. На какую сумму — в агрохолдинге не сообщают.

Вот жил бы я в Швейцарии, тогда к селянам на собрания приезжал бы за меня какой-нибудь Пупкин. Разве генеральный директор появляется в селе? Таких фирм по пальцам пересчитать, где руководитель ездит по селам
Михаил Стадник в интервью журналу «Зерно» в 2010 году

Если продавец не согласится на дисконт, покупатель готов отказаться от сделки и требовать возврата внесенного в апреле 2012-го авансового платежа почти в $6 млн. «Руководство «Кернела» рассчитывает либо на разрешение ситуации в судебном порядке, либо на возмещение суммы предоплаты», — говорится в сообщении холдинга.

Губернатор Хмельницкой области Василий Ядуха утверждает, что «Стиоми-Холдинг» на сегодняшний день — банкрот. По его информации, покупатель выявил дополнительные долги компании на 500 млн гривен, которые были скрыты при заключении сделки. «Именно в связи с возникновением новой задолженности агрохолдинг (Веревского. — Forbes) отказывается от «Стиоми», — утверждает он.

Михаил Стадник — не единственный украинский бизнесмен, уехавший из страны за последние три года. Вот наиболее яркие представители бизнес-эмиграции.

Андрей Задорожный
Совладелец сети ресторанов «Козырная карта»


Фото Photostudio LOKOMOTIV

Совладелец крупнейшей в стране сети ресторанов «Козырная карта» с лета прошлого года находится в хорватской тюрьме и пытается получить политическое убежище в этой стране.

Задорожный утверждает, что покинул Украину из-за угрозы лишиться не только бизнеса, но и жизни. По словам бизнесмена, цена безпроблемного существования в Украине, которую ему озвучили «влиятельные люди» — контроль над 50% сети «Козырной карты». Проблемы у Задорожного начались еще в конце 2010-го, когда по инициативе прокуратуры Киева набережная Днепра была очищена от дебаркадеров, большая часть которых входила в сеть «Козырной карты».

Версия украинских правоохранительных органов менее драматична — никакой политической подоплеки в деле нет, причина преследования — экономические преступления. Задорожному вменяют финансовые махинации в особо крупных размерах, в частности, передачу в залог «Родовид Банку» фиктивных земельных участков. Сейчас предприниматель оспаривает решение суда об экстрадиции в Украину.

АлександрТимошенко
Супруг экс-премьер-министра Юлии Тимошенко

В начале прошлого года муж бывшего главы правительства Юлии Тимошенко эмигрировал в Чехию. По словам Сергея Власенко, адвоката находящегося за решеткой экс-премьера, ее супруг выехал из страны, чтобы исключить давление на нее через членов семьи.

О бизнесе Александра Тимошенко известно немногое. В Украине ему приписывают владение перепелиной фермой под Киевом. Согласно данным украинских СМИ, Тимошенко владеет долей в чешской компании International Industrial Projects, которая де-юре занимается торговыми операциями и сейчас находится в стадии ликвидации.

На него зарегистрирована еще одна чешская фирма — Britico Product, о которой нет никакой информации, кроме размера уставного капитала (500 000 чешских крон, эквивалент более 207 000 гривен). В конце прошлого года Жовтневый районный суд Днепропетровска по иску налоговой запретил Тимошенко распоряжаться акциями этой компании.

Олег Жеваго
Бывший глава набсовета банка «Финансы и Кредит»
Константин Жеваго (на фото) по неофицильной информации может последовать за братом — за границу.

Старший брат миллиардера Константина Жеваго Олег живет в эмиграции уже больше года. В мае 2011-го он покинул пост главы набсовета банка «Финансы и Кредит», который возглавлял много лет. Спустя несколько месяцев стало известно, что Олег Жеваго вышел из семейного бизнеса и перебрался за границу (место его пребывания неизвестно до сих пор).

Пресс-секретарь группы «Финансы и Кредит» Максим Прасолов тогда сообщил, что Жеваго-старший уехал в долгосрочный отпуск. Выезду предпринимателя из страны предшествовали обыски в банке «Финансы и Кредит», проведенные налоговой милицией и СБУ с выемкой документов и задержанием топ-менеджеров.

Атакам силовиков подверглись и другие активы группы «Финансы и Кредит»: шинный производитель «Росава», фармацевтическая компания «Артериум», Стахановский вагоностроительный завод. Наезды со стороны властных органов не стали сюрпризом — Константин Жеваго пять лет считался одним из главных спонсоров Блока Юлии Тимошенко.

Денис Олейников
Собственник компании «ПростоПринт»
Фото Сергей Котельников

Креатив компании «Простопринт» ее основателю Денису Олейникову вылез боком. Летом 2011-го эта фирма выпустила футболки с надписью «Спасибо жителям Донбасса», явственно намекающей, к какой сексуальной ориентации авторы идеи причисляют президента страны. Осенью того же года компания подверглась шквалу проверок: ее офис был захвачен убоповцами, сервера арестованы, а на должностных лиц заведены уголовные дела.

В пресс-службе МВД Киева объяснили, что компания подозревается в подделке сувенирной продукции к Евро-2012.

Прознав о готовящемся аресте, а также получив угрозы в адрес семьи, Олейников с родными переехал в Хорватию. Он продолжает пристально следить за происходящим в Украине и активно общается с соотечественниками в социальных сетях.

Виталий Цехмистренко
Экс-собственник компании «Райз»

В отличие от других участников подборки, основатель сельскохозяйственной компании «Райз» покинул Украину не из-за проблем с властью или бизнесом.

Будучи глубоко религиозным человеком, он в определенный момент счел, что предпринимательство и вера несовместимы. Летом 2011-го Цехмистренко рассказывал Forbes, что найти покупателя на «Райз» решил еще четыре года назад, «чтобы избавиться от этого кумира и перестать быть рабом бизнеса». 

Впрочем, продавая свою компанию, Цехмистренко проявил недюжинную хватку. Отягощенный долгами почти в $300 млн холдинг был куплен «яичным магнатом» Олегом Бахматюком за более чем $100 млн. За год до продажи компания, оперирующая почти 135 000 га земли и объединяющая 50 дистрибуционных центров по всей Украине, допустила технический дефолт и вряд  ли могла долго оставаться  на плаву.

Анна Ковальчук