Изменения в закон «О трубопроводном транспорте» были внесены, прежде всего, с прицелом на реформирование Нафтогаза, Таким образом были созданы условия для дальнейшей приватизации активов Нафтогаза олигархическими группировками
Иван Надеин напоминает, что закон допускает реорганизацию дочерних предприятий Нафтогаза по решению Кабмина, но запрещает их приватизацию и отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале. Так же, как и передачу их с баланса на баланс, в аренду, лизинг, управление. «Из чего можно сделать вывод, что украинская газотранспортная система является неприкосновенной», — констатирует он.
Однако, теоретически, в закон можно внести изменения, которые позволят передать ГТС в управление консорциума. Для внесения изменений понадобится 226 голосов в парламенте. Учитывая, что фракция провластной Партии регионов насчитывает 208 мандатов, для принятия изменений понадобится найти еще 18 голосов. Их можно будет отыскать, к примеру, в рядах Коммунистической партии (коммунисты, как правило, всегда поддерживали регионалов в ключевых голосованиях). Десяток лояльных к власти мажоритарщиков позволят провести изменения с запасом. Но если технически такого рода голосование вполне осуществимо, его все же будет трудно провести, учитывая резонанс вопроса и настрой парламентской оппозиции. С момента регистрации такого законопроекта в Раде, к нему будет приковано пристальное внимание депутатов и СМИ, и напряжение может вылиться в блокирование трибуны, митинги и акции протеста.
Вариант 3. Лазейка в законе
Узаконить передачу ГТС в управление можно и более простым путем. Эксперты утверждают, что в принятом в апреле законе уже содержится правовая лазейка, позволяющая допустить частную компанию к управлению трубой.
Как таковой прямой ссылки на возможность или невозможность создания консорциума в законе нет, говорит руководитель проектов Kreston GCG Александр Куксин. «В сегодняшнем виде Закон запрещает приватизировать государственные и дочерние предприятия Нафтогаза Украины, которые осуществляют деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами, хранение в подземных газохранилищах самого Нафтогаза, а также предприятий, учреждений и организаций, образованных вследствие их реорганизации», — говорит он.
Однако, продолжает Куксин, законом допускается создание предприятий, 100% акций которых находится в государственной собственности, и передача компаний Нафтогаза таким предприятиям. «Таким образом, абсолютно возможно создание консорциума, как с участием (что маловероятно), так и без участия европейской стороны, который будет управлять украинской газотранспортной системой», — допускает эксперт.
Несмотря на официальный запрет приватизации ГТС по Закону «О трубопроводном транспорте», статья 7 этого же закона может стать эффективной лазейкой для осуществления приватизации
Более того, согласно ст.7 Закона «О трубопроводном транспорте», объектом магистрального трубопроводного транспорта может стать субъект хозяйствования в случае, если он инвестирует в его постройку. В таком случае субъект автоматически превращается в инвестора, который, согласно закону «О соглашении о разделе продукции», является полноправным участником соглашения о разделе продукции и имеет право производить постройку объектов и осуществлять их эксплуатацию. «Несмотря на официальный запрет приватизации ГТС по Закону „О трубопроводном транспорте“, статья 7 этого же закона может стать эффективной лазейкой для осуществления этой приватизации», — полагает Куксин. Заинтересованной компании достаточно будет инвестировать средства в достройку газопровода или его объектов, и он сможет получить право на его эксплуатацию.
За закрытыми дверями
Сроки и условия создания консорциума до сих пор не определены, информация с газовых переговоров просачивается довольно скудная. Теневые переговоры могут привести к негативным последствиям для Украины, считает глава Комитета энергетической независимости Иван Надеин: «Вся украинская история сотрудничества с Газпромом подтверждает — переиграть Россию за закрытыми дверьми нам еще никогда не удавалось».
Эксперт напомнил, что в феврале вице-премьер Юрий Бойко как минимум дважды встречался с председателем правления Газпрома Алексеем Миллером. Каждый раз стороны ограничивались одной фразой а-ля «обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес». Однако по данным различных источников, речь идет именно об управлении ГТС.
Вся украинская история сотрудничества с Газпромом подтверждает — переиграть Россию за закрытыми дверьми нам еще никогда не удавалось
Вопрос о создании консорциума обсуждается уже 10 лет, напомнил директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. «Весь этот период показывает, что данная идея, если она не сработала в то время, когда для нее была наиболее благоприятная среда, то она не сработает и сейчас», — отметил эксперт, добавив, что в Украине решения зачастую принимаются вне рациональной парадигмы.
Надеин настроен более оптимистично. «Украинские власти понимают, что это (передача ГТС, — ред.) напрямую угрожает экономическому суверенитету страны», — уверен он. По мнению эксперта, Украина продолжит искать компромиссный вариант, который обезопасит ГТС от поглощения Газпромом, и, в то же время, даст возможность снизить цену на газ и увеличить объемы транзита.