Так, согласно нормам этого Закона, кредиторы, требования которых обеспечены залогом (собственно, которыми и являются банки), полностью отстранены от участия в судебных процессах, в контроле над процедурой банкротства и реализации активов должника, в том числе и залогового имущества. На всех стадиях процесса банкам, как кредиторам, предоставлено лишь право совещательного голоса.
Согласно нормам этого Закона, кредиторы, требования которых обеспечены залогом (собственно, которыми и являются банки), полностью отстранены от участия в судебных процессах, в контроле над процедурой банкротства и реализации активов должника, в том числе и залогового имущества.В частности, обеспеченный кредитор, согласно Закону, не является стороной в деле о банкротстве, а только участником. Это практически лишает банки любой возможности влиять на процесс возврата задолженности обанкротившегося заемщика или обжаловать решение по делу. Такая норма противоречит Хозяйственному процессуальному кодексу Украины, согласно которому все кредиторы имеют равные права в решении судьбы должника и его имущества.
В НАБУ считают, что введенные в начале 2013 года нормы Закона нарушают ряд других норм законодательства и Конституции Украины и создают правовые коллизии, то есть являются ничтожными.
Например, среди прочего, ст.43 Закона о банкротстве предусматривает, что имущество, которое подлежит реализации в ликвидационной процедуре, оценивается ликвидатором. Это противоречит нормам действующего законодательства, согласно которому оценку имущества должника должен осуществлять субъект оценочной деятельности, сдавший квалификационный экзамен и получивший квалификационное свидетельство оценщика. Более того, согласно Закону об оценке, оценка имущества в случаях ее обязательного проведения, выполненная не субъектом оценочной деятельности, признается недействительной.
С момента вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве вообще нивелируется понятие залога как способа обеспечения денежных обязательств должников. Фактически, учитывая, что кредиты субъектам хозяйствования занимают более 70% общего портфеля, этот Закон может пошатнуть равновесие банковского сектора Украины.
Кроме того, банковские учреждения имеют множество практических примеров, когда залоговое имущество обесценивается как вследствие объективных обстоятельств, так и из-за умышленных действий должников.
Перечисленные нормы Закона относительно оценки имущества банкрота и возможность затягивания процесса продажи активов (закон не предусматривает никаких сроков и ответственности за такие действия) предоставляют заинтересованным лицам фактически безграничные перспективы для использования процедур банкротства с целью уклонения от возврата полученных кредитов.