Почти каждую 21 минуту случается ДТП с пострадавшими, практически через каждые 129 минут погибает человек. В среднем за сутки аварии уносят 11 жизней и калечат 85 участников дорожного движения.
По данным Госавтоинспеции в г. Киеве, основной причиной ДТП является низкая дисциплина, как водителей, так и пешеходов. Стоит акцентировать внимание, что значительное количество ДТП в 2012 году произошло именно по вине водителей — зафиксировано 1396 дорожно-транспортных происшествий, в которых 87 человек погибло и 1691 получили травмы. Так, например из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов произошло 232 ДТП, в которых девять человек погибли и 234 получили травмы.
Но и пешеходы нарушают ПДД. По их вине за 2012 год произошло 325 аварий, в которых 46 человек погибло и 289 — травмированы. И эта цифра с каждым годом растет. Статистика говорит, что в 2011 году аварии по вине пешеходов было меньше.
Превышение скорости часто становится причиной тяжелых дорожно-транспортных происшествий, однако водители часто относятся к этой проблеме без должного внимания. Даже законопослушные водители, которые никогда не позволяют себе вождение в нетрезвом виде, выезда на встречную полосу и т.п., не считают опасным «небольшое» (до 20 км / ч) превышение разрешенной скорости.
Основные причины ДТП в Украине, в которых пострадали люди. I полугодие 2012 года
К примеру, каждому областному управлению ГАИ поручено реализовать спецпрограмму повышения уровня безопасности дорожного движения на период до 2015 года. Так, в рамках которой УГАИ Днепропетровской области раздали 20 тыс. светоотражающих наклеек для безопасности пешеходов, которые были отданы школьникам во время проведения предупредительной работы в общеобразовательных учебных заведениях.
«Также мы напечатали 5 тысяч фликеров, благодаря которым водитель сможет заметить пешехода на расстоянии 130-150 м, а при дальнем свете фар — до 400 м», — отметил начальник отдела профилактической работы УГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области подполковник милиции Владимир Лебедев.
Подобные акции проводятся по всей Украине. Например, в Николаевской области она называлась «Стань заметным — спаси жизнь». Инспекторы подчеркивают, что именно в темное время суток происходят дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов и с их участием.
Ключом к решению проблемы несоблюдения поведения на дороге пешеходов и водителей является не применение законодательных норм или технических средств в виде световозвращающих элементов, а воспитание правильного отношения людей к своей и чужой жизни.
«Я сделал все, чтобы ты меня увидел», — это внутренний настрой пешехода, который носит световозвращающий элемент независимо от того, должен он это делать или нет. Заметьте, такой человек проявляет уважение и к себе — ценит свою жизнь, и к другим — помогает водителю быстрее сориентироваться в дорожной обстановке. По-моему, это очень хорошее начало невербального диалога «водитель-пешеход». В Украине, как показывает практика, большинство к такому диалогу не готово", — рассказал представитель департамента Систем безопасности дорожного движения компании «3М Украина» Кирилл Николаев.
На сегодняшний день световозвращающие элементы в Украине представлены в свободной продаже, как для самостоятельного приспособления на одежду, так и с возможностью приобретения уже готовой продукции.
«Сегодня в Украине световозвращающие элементы в готовом виде представлены в качестве наклеек и брелоков. В свободной продаже есть самоклеющаяся световозвращающая пленка, из которой можно изготовить световозвращающий элемент самостоятельно, выбрав любую форму и размер. Также стоит обратить внимание, что производители верхней детской одежды часто используют световозвращающие материалы при пошиве. На это стоит обращать внимание при выборе одежды для ребенка», — отмечает Кирилл Николаев.
Что касается стоимости, то покупка световозвращающего материала и изготовление элемента самостоятельно обойдется в 5-10 грн, а готовый брелок или флайтер можно прибрести в пределах 10-30 грн. А носить световозвращающие элементы, согласно новым ПДД, стоит в темное время суток.
«Темным временем суток в любое время года считается „часть суток от заката до восхода солнца“. Но стоит помнить, что восприятие дорожной обстановки водителем зависит не только от интенсивности естественного солнечного света, но и от других факторов: степени загрязнения осветительных приборов, индивидуальных особенностей зрения, погодных условий и т.д.», — отмечает эксперт.
Как известно, в Республике Беларусь данная норма была введена в феврале 2008 г., но спустя пять лет после принятия закона появилась новая тенденция: количество наездов на пешеходов стало расти, кроме того, резко выросло, превысив 40%. Кирилл Николаев подчеркиевает, что пешеходы в Беларуси не обязаны носить световозвращающие элементы всегда и везде, условия достаточно четко описаны — «темное время суток, движение по краю проезжей части».
Основные причины ДТП в Беларуси, в которых пострадали люди. I полугодие 2012 года
«По данным ГАИ Республики Беларусь, статистика наездов на пешеходов за 2012 год действительно выглядит не самым лучшим образом. Однако достаточно большое количество таких случаев обусловлено несоблюдением пешеходами ПДД, в том числе и нормы по ношению световозвращающих элементов. Тем не менее, я бы не стал акцентировать внимание на данной норме, как на панацее», — объясняет эксперт.
Не стоит забывать, что соблюдение ПДД — это, прежде всего, отношения, имеющие две стороны, и полагаться на то, что водитель, благодаря световозвращающим элементам станет внимательнее — по меньшей мере, неразумно, и в глобальном плане это не решит проблемы возникновения ДТП.