Татьяна Яковенко
 

«1 января 2013 года ознаменовалось не только началом нового года, но и новыми правилами проведения государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества (далее — регистрация). 

В связи с этим у населения возникает много вопросов, связанных с порядком оформления прав на недвижимость. Попробуем на примере разобраться в действующей сегодня процедуре регистрации вещных прав. 

Представим, что нам необходимо продать квартиру, находящуюся в городе Киеве. Квартира принадлежит двум гражданам Украины. Покупателем выступает одно лицо, также гражданин Украины. В качестве документа, подтверждающего право собственности продавцов на квартиру, выступает свидетельство о праве собственности, выданное до вступления в силу требований закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — Закон) о проведении регистрации в соответствии с его положениями. Регистрация права собственности по действующему Закону продавцами не проводилась.  

Итак, для заключения сделки по отчуждению квартиры стороны договора купли-продажи приходят к нотариусу. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона, регистрация права собственности и иных вещных прав проводится по месту нахождения объекта недвижимого имущества в пределах территории, на которой действует соответствующий орган государственной регистрации прав, кроме случаев, установленных абзацами 2-м и 3-м ч. 5 ст. 3 Закона. Именно к этому исключению и относится наша сделка, так как помним, что регистрация права собственности на квартиру продавцами проводилась по старому законодательству.  

При заключении сделки между одним продавцом и одним покупателем стоимость всей процедуры будет составлять около 700 грн. 

Для определения места заключения сделки обратимся к положениям Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, п. 1 главы 1 раздела 2-го которого говорит о том, что удостоверение сделок относительно отчуждения квартиры производится по месту нахождения квартиры или по месту регистрации одной из сторон сделки. Допустим, что и продавцы и покупатель зарегистрированы в Киеве. Таким образом, местом заключения, удостоверения и регистрации сделки будет Киев.

Особенностью действующего порядка регистрации является то, что во время совершения нотариальных действий по удостоверению нашего договора купли-продажи квартиры, в соответствии с положениями абзаца 2-го и 3-го ч. 5 ст. 3 Закона, а также в соответствии с абзацем 4-м п. 2 «Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — Порядок), нотариус также проведет регистрацию:

— прав, регистрация которых проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения (то есть, по сути дела впервые внесет данные о правах собственности продавцов на квартиру в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Реестр), и: 

— прав, возникших в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом (то есть, после заключения договора купли-продажи внесет в Реестр запись о том, что собственником квартиры является уже покупатель).

Дабы не углубляться во все процедурные моменты проведения регистрации при совершении нашей сделки, остановимся только на том, что должны иметь при себе наши продавцы и покупатель во время заключения сделки у нотариуса и на стоимости такой процедуры. 

Итак, в соответствии с Порядком сторонам необходимо иметь:

— документ, удостоверяющий личность (в нашем случае это паспорт гражданина Украины) и его копию;

— оригинал и копию идентификационного номера (при его наличии);

— оригинал свидетельства о праве собственности на квартиру;

— удостоверенный нотариусом договор купли-продажи квартиры (будет оформлен во время совершения процедуры);

— документ, удостоверяющий внесение оплаты за выдачу извлечения из Реестра;

— документ об оплате государственной пошлины. 

Кроме этого, для проведения регистрации заявитель подает нотариусу заявление о регистрации, форму и требования, по заполнению которого устанавливает Минюст.

После того, как нотариус проверит соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, а также отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными вещными правами на квартиру, их обременениями, и не выявит оснований для приостановления регистрации или отказа в ее совершении, нотариус принимает решение о проведении регистрации. На основании данного решения нотариус вносит данные в Реестр.

Датой и временем регистрации прав считается дата и время регистрации упомянутого выше заявления о регистрации. После внесения записей в Реестр, нотариус формирует извлечение из Реестра, которое и подтверждает вещные права на недвижимость. 

Таким образом, наш нотариус: сначала примет заявление на регистрацию прав продавцов; проверит их документы; проверит наличие обременений; внесет данные об их праве собственности на квартиру в Реестр; даст продавцам извлечение из Реестра; потом удостоверит договор купли-продажи квартиры; проверит его выполнение; примет от покупателя заявление о внесении данных о его возникшем праве собственности на квартиру и выдаст ему извлечение из Реестра. Приблизительно так, будет проходить оформление нашей сделки. 

Следует сказать, что стоимость действий по регистрации права собственности равна 119 грн. Однако не стоит забывать, что это стоимость одного действия нотариуса, а не всей процедуры перехода права собственности на квартиру. По словам нотариусов, при заключении сделки между одним продавцом и одним покупателем стоимость всей процедуры будет составлять около 700 грн. 

Хочется также настроить продавцов и покупателей на то, что оформление одной сделки может занять целый день, так как и порядок регистрации и навыки нотариусов по выполнению функций государственных регистраторов вещных прав на недвижимость только проходят период становления и апробации, что требует снисходительного отношения и понимания».

Рубрику ведет Елена Куцая