Forbes узнал у хедхантеров, какие самые неожиданные тесты могут ожидать соискателей при приеме на работу и как правильно реагировать на них.

Примерами заданий для соискателей поделились специалисты рекрутингового агенства Odgers Berndtson и сайта HeadHunter.ru.

Испытание стрессом
 
Тест: В российском офисе курьерской компании Neppost сотрудники проходят стрессовые интервью. Сначала их заставляют ждать собеседования полтора-два часа, а потом могут еще предложить  помыть пол или посуду.

Цель: Хедхантеры объясняют: таким образом будущему курьеру проигрывают ситуацию, с которой он может столкнуться впоследствии, готовят его к общению с теми, кто неуважительно относится к обслуживающему персоналу.

Правильный ответ: Если соискателю грубость не по душе, он сам уходит с собеседования. Но если ситуация не смущает, он моет пол и… получает должность курьера. 

Испытание для клептоманов

Тест: «Воровали ли вы когда-нибудь ручки на работе?», — спрашивают на собеседовании в компании Jiffy Software (один из мировых лидеров в сфере создания мобильных приложения).

Правильный ответ: Честность в данном случае — лучший вариант. «Беру ручки с работы и буду брать. Для чего они еще нужны?!», — вполне допустимый ответ на такой вопрос.

Задачка для банкиров

Тест: При приеме на должность аналитика в одном из крупнейших российских инвестбанков  соискателю предлагают решить непростую задачу. «Один человек живет на 13-м этаже, но на лифте поднимается до 12-го, далее идет пешком. Когда спускается лифтом, то с 13-го. Почему?».

Цель: Хедхантеру в этом случае важно не столько узнать правильное решение задачи, сколько услышать, как рассуждает потенциальный аналитик, как он не боится мыслить вслух.

Правильный ответ: Ответ на задачу такой: «Человек — ребенок! До кнопки 13 он просто не дотягивается». 

Головоломка для консалтеров

Тест: В одной из российских консалтинговых компаний на собеседованиях задают такой вопрос: «Есть фирма по производству кроссовок. В России и Конго находится по одной фабрике, где производят одну и ту же модель. На обоих фабриках воруют „по-черному“. Как сделать так, чтобы персонал перестал воровать не прибегая к каким-либо кадровым изменениям»

Цель: Проверить смекалку кандидата.

Правильный ответ: Надо передать производство левой кроссовки в Россию, а правой — в Конго. В этом случае смысла воровать не будет.

Вопросы о еде

Тест: Выбирая новых сотрудников, кадровики американского интернет-провайдера Bandwith.com могут поинтересоваться, каким предметом кухонной утвари хотел бы быть кандидат. У соискателя могут также спросить, что он приготовит, если представители работодателя придут к нему на ужин.

Цель: Подобные  вопросы направлены на то, чтобы посмотреть, как человек ведет  себя  в необычных ситуациях.

Правильный ответ: Самое правильное при обдумывании ответа  — оставаться самим собой, советуют хедхантеры. Отвечать на такие провокационные вопросы можно по-разному. «Хочу быть кастрюлей в цветочек», «Люблю форель в сливочном соусе» или «Ваш вопрос некорректен, отвечать не стану». Подойдет любой из этих ответов.

Прямой вопрос на пикантную тему

Тест: Типичный вопрос в компании любой специализации претенденту женского пола: «Когда вы собираетесь рожать ребенка?».

Правильный ответ: Мнения профессионалов кадровых служб расходятся. Одни советуют честно назвать ориентировочное время декретного отпуска, другие — просто ответить «Без комментариев».

Тест для льстецов

Тест: По окончанию собеседования менеджеры по подбору персонала американского офиса Kraft Foods (второй по величине в мире концерн по производству упакованных продуктов питания) говорят: «А сейчас оцените меня как интервьюера по шкале от 1 до 10».

Цель: Чаще всего такое предложение вызывает замешательство. Одно дело — оценить по звонку из дилерского центра работу автослесаря, и совсем другое — смотреть в глаза человеку, от которого зависит дальнейшая карьера, и говорить ему, что он с его вопросами вам не понравился. Хедхантеры признаются, что подобным вопросом они проверяют соискателя на смелость.

Правильный ответ: От того, что будет делать соискатель — льстить, выставив «десятку», или честно выскажет свое мнение, зависит результат собеседования.

Проверка слуха

Тест: При приеме в Haas Business School при UC Berkeley будущих студентов просят написать сочинение на тему «Моя любимая песня». Жанр можно выбрать любой — хоть хэви-металл, хоть классику. Главное в ответе — объясните, почему именно эта  песня  любимая и что вам в ней нравится.  На собеседовании в компании LivingSocial (американский скидочный сервис) не только спрашивают про любимую песню, но и просят ее исполнить. А в компании про производству компьютеров Dell задают такой вопрос: «Какие песни лучше всего характеризуют вашу профессиональную этику?».

Цель: Повышенное внимание хэдхантеров к музыке объясняется тем, что в песне человек раскрывается быстрее и наилучшим образом.

Почему мы должны вас взять на работу?

Тест: Очевидный и важный  вопрос на собеседовании, но всегда почему-то вызывающий смешанные чувства: «Чем Вы можете быть полезны нашей компании?». 

Цель: В этом случае от вас хотят услышать не хвалебную песню компании, и не о том, какой вы замечательный профессионал.

Правильный ответ: Рассуждайте о том, как вы планируете развиваться в данной компании и что готовы делать для ее развития.

Краткий экскурс в политику

Тест: «Как вы думаете, что произошло с этой страной за десять лет?» — именно такой вопрос могут запросто задать в российском офисе одной из крупнейших консалтинговых компаний.

Цель: Не пугайтесь, если услышите такой вопрос, это еще не экзамен по политологии. Просто работодатель желает проверить, как быстро вы сможете «переключить» мозги и поддержать тему любого провокационного разговора. 

Идеальный мир

Тест: В IT-компании Novell на собеседовании задают такой вопрос: «Как люди общались бы в идеальном мире?».

Правильный ответ: Главное — не молчать, а хотя бы попытаться фантазировать, советуют хэдхантеры.