При этом он отметил, что в 2012 году власти не удалось реализовать политику устойчивого экономического роста, поэтому увеличиваются риски сползания экономики Украины в долгосрочную рецессию.
Еще одним негативным фактором он назвал то, что «власть будет усиливать контроль, будет усиливать политическое давление на принятие экономических решений, будут происходить процессы неконтролируемого перераспределения собственности».
Эксперт сообщил, что это значит, что в этом году не целесообразно ожидать либерализации условий ведения бизнеса и улучшения правил игры на рынках в сторону большей прозрачности. Он отметил, что 2013 год является «пиковым» в уплате внешних долгов — Украина должна оплатить около 9 млрд долларов, или 35% нынешних золотовалютных резервов. В этом году не целесообразно ожидать либерализации условий ведения бизнеса и улучшения правил игры на рынках в сторону большей прозрачности.
Вместе с тем, он напомнил, что на сегодняшний день золотовалютные резервы составляют $25 млрд, а без их использования, по мнению эксперта, будет очень трудно обойтись.
«В таких условиях не стоит ожидать хотя бы начала реструктуризации экономики, принципиального улучшения инвестиционного климата и ощутимого повышения темпов экономического роста», — отмечает эксперт Центра Разумкова.
Эксперт указал на негативные тенденции в реальном секторе экономики. Так, за 2012 году произошло падение в главных экономических сферах: промышленности — на 1,8%, аграрном секторе — 4,5%, грузообороте — 7,6%, строительстве — 13,8%. Рост реального ВВП в 2012 году составит не более 0,5%.
По его мнению, лишь при возобновлении сотрудничества с МВФ Украине удастся положить начало стабилизационным процессам, однако, даже в этом случае рост реального ВВП в 2013 году не превысит 1,5%.
Юрчишин также отметил, что практически нулевая официальная инфляция в 2012 году является заниженной, искажает показатели реального благосостояния, позволяет власти избегать индексации социальных выплат. В 2013 году инфляция превысит 8%. Среди рисков ее ускорения — повышение тарифов на ЖКУ, дефицит бюджета, девальвация гривны.
В то же время, инфляционный шок, по мнению эксперта, является маловероятным, в результате низкого жизненного уровня большинства населения.Практически нулевая официальная инфляция в 2012 году является заниженной, искажает показатели реального благосостояния, позволяет власти избегать индексации социальных выплат.
Говоря о государственном бюджете, он отметил, что дефицит государственного бюджета в 2013 году на уровне 50 млрд грн не учитывает финансовое состояние государственных монополистов, в первую очередь, НАК «Нафтогаз», Пенсионного фонда и т.д. Поэтому в целом дефицит государственных финансов в 2013 году составит 75-80 млрд грн (5,5% ВВП).
Обратил внимание он и на то, что на протяжении 2012 года происходил стремительный рост внешнеторгового дефицита, который достиг 20,5 млрд долларов, а дефицит счета текущих операций впервые за всю историю достиг — $14,4 млрд.
«Это чрезвычайно высокие показатели, которые нужно чем-то финансировать и искать ресурсы на покрытие долга. Риск инфляции, девальвации гривны, бюджетный дефицит — все эти факторы скорее всего сработают в этом году. Не нужно очень сильно этого пугаться, поскольку в 2012 году хотя и отчитались, что у нас дефляция, но мы с вами ощущаем, что наши кошельки не стали толще», — подчеркнул Юрчишин.
В то же время, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко не видит возможности для пересмотра газовых контрактов между Украиной и Россией.
Эксперт заметил, что правительство в течение последних трех лет обещает пересмотреть газовые контракты: «Вот-вот мы уже договорились, вот-вот мы уже подпишем, и все будет красиво, и цена уменьшится».
Омельченко думает, что, на самом деле, этого не случится, поскольку существующий газовый контракт полностью удовлетворяет интересы России.
"И она (Россия) и в дальнейшем будет его использовать с политической целью, чтобы убедить Украину вступить в Таможенный союз. И никаких стимулов у России соглашаться на пересмотр данного контракта нет, и поэтому я не вижу возможности сегодня пересмотреть данный контракт за счет договоренностей, так называемых”, — отметил он.
При этом Омельченко подчеркнул, что правительство с самого начала избрало «тупиковую и неверную» стратегию ведения этих переговоров с Россией, нужно было обратиться в суд.
«Вместо того, чтобы решать вопрос правовым путем, как это делали большинство стран Европейского Союза, наша власть избрала путь договоренностей, потому что некоторый бизнес связан с »Газпромом« и получает газ от него, связан с украинской властью. Обращение в Стокгольмский арбитраж привело бы к тому, что »Газпром« не дал бы некоторым фирмам газ», — добавил он.
Между тем, Юрчишин прогнозирует, что процесс девальвации гривны в 2013 году неизбежен, Украину ожидает умеренный рост инфляции и увеличение дефицита государственного бюджета.
Как отметил заместитель гендиректора — директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко, фактическая исполнительная власть в Украине в текущем году продолжит концентрироваться в руках президента и его окружения.
«Исполнительная власть будет продолжать концентрироваться у президента и его окружения, правительство будет играть сугубо техническую роль», — сказал он.
Среди основных тенденций развития внутренней политической ситуации в стране политолог также назвал продолжение конфликта между оппозицией и партией власти в парламенте, усиление контроля президентских структур над судебными органами, усиление влияния правоохранительных органов на внутреннюю политическую ситуацию.
В то же время, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Михаил Пашков отметил, что 2013 год может стать годом выбора для Украины и годом принятия определенных решений во внешней политике, исходя из того, что потенциал транзитного состояния, в котором находится страна, практически исчерпан.
«Мы находимся между двумя центрами влияния — Европейским Союзом и Таможенным союзом. Возможность присоединения к некоторым договорам ТС исключена, поскольку есть четкие нормативы — договорно-правовая база ТС не предусматривает присоединения к какой-то части соглашений союза. Говорить о каком-то частичном присоединении на сегодняшний день невозможно. Выбор для Украины будет поставлен более четко и жестко», — считает эксперт.
Напомним, рост ВВП в минувшем году оказался в десятки раз ниже прогнозов премьера Николая Азарова. Так, скорость роста ВВП Украины в 2012 году упала до 0,2% с 5,2% в 2011 году.