Такие нормы содержатся в Положении, определяющем порядок расчета обязательных для исполнения пруденциальных нормативов, и критерии надзора Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) за их соблюдением КУА и лицами, осуществляющими деятельность по управлению пенсионными активами, зарегистрированным Министерством юстиции Украины 22 января 2013 года.
Документом также определены пруденциальные нормативы для институтов совместного инвестирования (ИСИ): показатель минимального размера активов, показатель соответствия активов законодательно определенным составу и структуре, показатель риска инвестиционного портфеля.
Для определения общего уровня риска КУА или институционального инвестора баллы по всем показателям суммируются. Для определения общего уровня риска ИСИ необходимо рассчитать среднее арифметическое значение показателей
Нормативный уровень риска КУА и институционального инвестора не должен превышать 24 балла, ИСИ — 3,99 балла.
Нормативы платежеспособности и финансовой стабильности КУА и институциональных инвесторов рассчитываются каждый рабочий день, остальные пруденциальные показатели — на последний рабочий день каждого месяца.
Пруденциальные нормативы относительно уровня собственного капитала не распространяются на КУА и институциональных инвесторов в течение первых двух лет с даты выдачи лицензии в случае, если они впервые получили лицензию на осуществление профессиональной деятельности по управление активами.
Напомним, НКЦБФР отложила внедрение с 1 июля 2013 года пруденциального надзора над участниками фондового рынка до начала 2014 года. Режим мониторинга при пруденциальном надзоре будет использоваться в течение всего 2013 года.
Ранее сообщалось, что в апреле 2012 года НКЦБФР разработала и одобрила концепцию внедрения пруденциального надзора за деятельностью участников фондового рынка.
В соответствии с концепцией Нацкомиссии, внедрение системы надзора будет проходить поэтапно.
Первый этап предусматривает, переход участников рынка на международные стандарты финансовой отчетности, усиление роли и ответственности аудиторов, создание комплексной информационной системы НКЦБФР.
На следующих этапах планируется введение системы надзора во всех направлениях профессиональной деятельности на фондовом рынке (торговля ценными бумагами, организация торговли, управление активами, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность), а также определение учреждений для осуществления индивидуального надзора. Кроме того, предусмотрено внедрение института рекомендаций, оценка эффективности пруденциальных мер и анализ деятельности эмитентов ценных бумаг.