Национальный банк обнародовал данные о платежном балансе Украины: по итогам 2012 года его совокупный дефицит увеличился на 70% — до 4,18 млрд долларов. Причем в декабре дефицит баланса составил 0,84 млрд долларов, что в девять раз хуже декабря 2011-го.

Специалисты центрального банка объясняют, что ухудшение платежного баланса связно с ростом дефицита текущего счета, который в прошлом году увеличился на 41,2% — до 14,4 млрд долларов (до восьми процентов ВВП по сравнению с 6,2% ВВП в 2011-м). Кроме того, годовой экспорт товаров почти не изменился (он составил 69,8 млрд долларов, что лишь на 0,5% больше 2011 года), в то время как импорт вырос на 5,3% — до 90,2 млрд долларов.

Улучшение произошло лишь по счету операций с капиталом и финансовых операций, который в прошлом году увеличился до 10,2 млрд против 7,8 млрд долларов в 2011-м. Правда, это было достигнуто в основном за счет новых заимствований.Отрицательное сальдо платежного баланса угрожает как экономике в целом, так и стабильности гривны в частности.

Отрицательное сальдо платежного баланса угрожает как экономике в целом, так и стабильности гривны в частности.

«Дефицит текущего счета в Украине — один из самых высоких в мире. Существенные выплаты по внешним долгам в 2013 году и сохранение большого дефицита платежного баланса создают угрозу стабильности курса гривны», — подчеркнул руководитель аналитического департамента инвестиционной группы «АРТ-Капитал» Игорь Путилин.

В принципе дефицит платежного баланса можно перекрывать за счет золотовалютных резервов. «Сегодня запасы НБУ находятся в критическом состоянии: их объем по итогам 2012 года снизился на 22,6 процента, до 24,6 миллиарда долларов. Поэтому они не позволят стабилизировать ситуацию в балансе», — отметил бывший и. о. министра финансов Игорь Уманский.

Второй источник покрытия — приток внешних инвестиций. «Но у нас в прошлом году впервые наблюдался реальный отток капитала, причем не в офшоры. А происходит это по причине ухода иностранных банков и компаний, которые разочарованы политическим климатом, экономической ситуацией, налоговым давлением», — пояснил ведущий аналитик центра «CASE Украина» Владимир Дубровский.

Соответственно, возможностей для выравнивания платежного баланса немного, и сократить его диспропорции можно, лишь решившись на контролируемое ослабление национальной валюты.

«Девальвация гривны — самый быстрый и эффективный метод. Другие возможные пути — это программа импортозамещения, снижения себестоимости украинской продукции, рост экспорта сельскохозяйственных товаров, но в краткосрочном периоде они не работают», — говорит Путилин. При этом импорт энергоресурсов, который был основной причиной ухудшения баланса текущего счета в 2010—2011 годах, в прошлом году снизился на восемь процентов — до 27 млрд долларов благодаря сокращению импорта газа. Однако увеличение социальных расходов накануне парламентских выборов и государственные инфраструктурные проекты в рамках подготовки к Евро-2012 вызвали рост неэнергетического импорта на 12% — до 63 млрд долларов.

В то же время счет операций с капиталом и финансовых операций в 2012-м увеличился до 10,2 млрд долларов против 7,8 млрд долларов в 2011 году. «Произошло это благодаря крупным заимствованиям под госгарантии, неожиданному росту прямых иностранных инвестиций (их приток за 2012-й составил четыре процента ВВП) и снижению оттока капитала через рынок наличной инвалюты до 0,7 миллиарда долларов с полутора миллиардов долларов в ноябре», — отметила главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан.

В противном случае, при дальнейшем росте отрицательного сальдо, обвал гривны может приобрести неуправляемый характер. «Темпы девальвации вполне могут повторить масштабы 2008 года», — предполагает Уманский.

Поэтому уже в нынешнем году украинским властям придется делать выбор: либо продолжать наращивать дефицит баланса, удерживая гривну в жестких рамках, но рискуя при этом пустить ее в глубокую девальвацию, либо всё-таки постепенно ослаблять курс. Впрочем, возможным шагом видится еще и резкое повышение импортных пошлин, что перекроет кислород импорту, но такое решение никак не может быть одобрено Всемирной торговой организацией. «Платежный баланс — это то, что управляет валютным курсом, который является своего рода температурой. И если ее поддерживать искусственно, то платежный баланс «заболевает». А то, что мы уже видим сейчас, — это действительно серьезная болезнь, осложнения которой предугадать очень сложно», — резюмирует Дубровский.

Так что наиболее эффективным способом нивелирования диспропорций в платежном балансе остается контролируемое ослабление национальной валюты. «Без корректировки обменного курса вряд ли удастся добиться сокращения дефицита текущего счета до более приемлемого уровня в четыре-пять процентов ВВП», — считает Белан.