Александр Клименко

О том, что значит комфорт в его понимании, он планирует рассказать, когда положение о МДС будет подписано президентом. Но активная работа по созданию комфортных условий уже идет. «В руководстве МДС понимают, что при нынешней налоговой системе исправить ситуацию с доходами в бюджет не удастся. Собирать налоги сложно, возможностей для уклонения — масса, но и давить на бизнес дальше уже нельзя. Поэтому Миндоходов разрабатывает новые подходы к сбору налогов и их ставкам», — отмечает собеседник Forbes в Кабинете министров, участвующий в разработке новых налоговых инициатив.Миндоходов разрабатывает новые подходы к сбору налогов и самой их сути. Приоритет — легализация зарплат. Внедрять изменения должны, начиная с 2014 года.

Приоритет — легализация зарплат. Глава секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский поясняет, что для этой цели при МДС сейчас создается специальная рабочая группа. Внедрять изменения должны, начиная с 2014 года.

Но добиваться новых целей намерены, по сути, старыми методами. Основной арсенал средств был озвучен еще летом 2012 года, в подготовленной Государственной налоговой службой концепции реформы налогообложения в Украине. Тогда, натолкнувшись на бурную негативную реакцию бизнеса, о концепции решили «забыть». И вот о ней вновь вспомнили и, с небольшими изменениями, активно готовят к внедрению.

Вон из тени
 

Как можно вывести фонд заработной платы в Украине из тени? Ключевых идей в МДС сейчас две.

Во-первых, изменить систему сбора налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Сейчас ставка составляет 15% или 17% (если общий налогооблагаемый доход украинца превышает 10 минимальных зарплат). Летом налоговики предложили расширить прогрессивность шкалы до трех ставок — 10%, 15% и 20%. Сейчас есть идея добавить четвертую ступень — 0%, рассказывает один из экспертов, участвующий в разработке новаций. Она будет применяться к украинцам, чей совокупный годовой доход не превышает 18 тыс. гривен в год. Зато будет ликвидирована налоговая социальная льгота. Это должно упростить администрирование НДФЛ налоговыми агентами. Сейчас есть идея добавить еще одну ставку налога на доходы физических лиц — 0%. Она будет применяться к украинцам, чей совокупный годовой доход не превышает 18 тыс. гривен в год. Зато любые социальные льготы при этом будут отменены.

Вторая идея — снижение ставки Единого соцвзноса с нынешних 37,6% до 15%. «Эту идею можно, конечно, только приветствовать», — считает Анна Деревянко, директор Европейской Бизнес Ассоциации. Только ее ассоциация со своих 50 сотрудников платит 3 млн гривен по ЕСВ и НДФЛ. Для многих компаний, особенно малого и среднего бизнеса, такая нагрузка практически непосильна, констатирует Деревянко.

Но с этой инициативой не все так гладко. В данном вопросе налоговики заходят на чужую территорию. Сейчас определением политики в этой сфере и сбором ЕСВ (он не является налогом) занимается Министерство социальной политики и труда и входящий в его подчинение Пенсионный Фонд. Но, согласно проекту положения о Миндоходов, администрирование ЕСВ должно входить именно в его компетенцию.

Более того, близкий к руководству Минсоцтруда собеседник говорит, что Клименко хочет получить контроль не только над сбором налогов, но и над их распределением. «Цена вопроса — больше 200 млрд гривен в год. Это столько же, сколько составляют налоговые поступления в бюджет. То есть, контролируя эти фонды, ты контролируешь такой же объем денежных потоков, что и министр доходов», — подытоживает собеседник.

Латать дыры будут новым налогом
 

Прежде чем снизить ставку налога, нужно придумать компенсаторы для бюджета. Согласно предыдущим расчетам, которые министерство проводило летом 2012-го, снижение ставки ЕСВ с 37,6% до 15% приведет к потерям Пенсионного фонда в размере 90,4 млрд гривен.

Чтобы перекрыть выпадение этой суммы доходов Пенсионного фонда, налоговики вновь предлагают ввести налог с оборота (2%, на переходный период — 2,5%). Это обеспечит бюджету дополнительные 53,7 млрд гривен. Параллельно, они хотят снизить ставку НДС с 20% до 7% (12%) для внутренних (импортных) операций.

Директор НИИ финансового права Национального университета ГНС Украины Дмитрий Серебрянский считает, что налог с оборота позволит перекрыть налоговые ямы, а переходная ставка в размере 2,5% позволит предотвратить создание фиктивных налоговых кредитов, которые наверняка попытаются сделать перед вступлением в силу сниженной ставки по НДС.Внедрение налога с оборота (2%, на переходный период — 2,5%) обеспечит бюджету дополнительные 53,7 млрд гривен.

По сути, пилот по такому налогу уже работает, говорит собеседник в центральном аппарате МДС. В августе 2012 года были введены пятая и шестая группы единоналожников, которые параллельно с НДС платят налог с оборота. «Мы проводили консультации с бизнесом. Хорошо просчитав эффект от введения налога с оборота, многие компании выступили в поддержку инициативы и подписали меморандумы о взаимопонимании с налоговой службой», — утверждает собеседник.

Источнику обнаружить таких подписантов не удалось. «Мы не входим в их число, и, как и летом, мы не поддерживаем идею введения налога с оборота, особенно — одновременно с НДС», — говорит Деревянко. Этот налог нанесет серьезный удар по многим производителям и приведет к повышению цен в розничных сетях — в результате расходы будут просто переложены на плечи потребителей.

Собеседник, близкий к руководству одной из водочных ассоциаций, более категоричен в своих оценках. «Мы не будем писать письма в поддержку этих инициатив, но в условиях нашего государства не будем и выступать против. Почему? Нам дали право на выбор: либо мы соглашаемся с этими предложениями, либо нам повысят ставки других налогов», — объясняет он. В прошлом составе Кабмина существовали противовесы в лице министерств и ведомств, и опасные для бизнеса инициативы можно было выносить на обсуждение. Сегодня альтернативных мнений в команде правительства уже нет, спорить бесполезно, резюмирует он.