Как объясняют в УКБС, в законе «О внесении изменений в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины относительно ограничения максимального срока подачи требований кредиторов», зарегистрированном в Верховной Раде за № 2143 от 31 января 2013 года, предлагается ограничить тремя месяцами максимальный срок заявления кредиторами своих требований к субъекту хозяйствования, который ликвидируется.

В частности, согласно ст. 105 Гражданского кодекса Украины, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица.

Существенное уменьшение максимального срока представления кредиторами своих требований к должнику, который ликвидируется, не только сузит существующие права кредиторов, но и поможет недобросовестным предпринимателям быстро сворачивать бизнес и не платить долги.Таким образом, УКБС не поддерживает инициированные Кабмином ограничения и замечает, что для разных субъектов срок предъявления требований кредиторов должен объективно устанавливаться с учетом особенностей ведения их хозяйственной деятельности.

«Ведь деятельность должника может быть разной — от небольшого предпринимательства физического лица до крупного бизнеса корпораций, как и количество и спектр кредиторов такого субъекта, — говорится в сообщении Ассоциации. — Предложенных в проекте 3-х месяцев может быть недостаточно для предъявления требований всех заинтересованных лиц, например, в случае ликвидации юридического лица, ведет широкую хозяйственную деятельность и имеет большое количество кредиторов».

Кроме того, это позволит недобросовестным должникам быстро сворачивать бизнес во избежание погашения своей задолженности перед кредиторами.

По мнению УКБС, для реализации задекларированной в законопроекте цели по уменьшению коррупционных проявлений и предотвращения давления контролирующих органов на субъектов хозяйствования, нужно употреблять другие государственные мероприятия. В частности, внедрять современные технологии общения бизнеса с лицами, уполномоченными на выполнение функций государства; устранять чрезмерные обременения для получателей административных услуг, сокращать сроки их предоставления и уменьшать стоимость и тому подобное.

По словам генерального директора Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галины Олифер, ограничение, которое содержится в законопроекте, ухудшает правовое положение кредиторов по сравнению с существующим, что противоречит ст. 22 Конституции Украины, которая не допускает сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы. «А также ослабляет законодательную защиту права собственности, что является одной из основных причин уменьшения инвестиционной привлекательности страны, — уточнила она. — По оценкам международных экспертов, индекс инвестиционной активности в Украине в 2012 году составила 4,23 по 10-балльной шкале, что свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности Украины».