Страховщики накопили массу долгов по автогражданке. По оценкам экспертов, невыполненные (читай — безнадежные) обязательства компаний перед потерпевшими в ДТП составляют порядка 100-120 млн грн. В эту сумму входят не только долги СК, деюре являющихся банкротами, но и пока еще работающих компаний, разорение которых — вопрос ближайшего будущего (по оценкам страховщиков, таких насчитывается как минимум десяток). Выплаты за компании-банкроты обязано проводить Моторное (транспортное) страховое бюро из специального гарантийного фонда, созданного как раз на такой случай. Однако там не торопятся выполнять свои обязательства. К примеру, потерпевшие до сих пор не получили возмещений ни по обязательствам «Страховых традиций», скандально закрывшихся еще в 2009 году, ни по долгам АСО «Вексель» (официально признано банкротом в 2010 году), ни СК «Галактика» (разорилась в 2010 году). Одна из причин — длительность процессов признания страховщиков банкротами и их ликвидации. Даже если потерпевшие успевают заявить свои требования и попадают в реестр кредиторов, получение выплаты может занять несколько лет, пишут Комментарии.
Зато клиенты более «свежих» банкротов — Украинской экологической страховой компании (УЭСК) и СК «Интертрансполис» — получили возможность вернуть часть полагающихся им сумм. В частности, факторинговая компания «Маркс.Капитал» по договоренности с акционерами компаний-банкротов взяла на себя частичные обязательства по выплатам УЭСК и «Интертрансполиса». Потерпевшим может быть выплачено до 50% причитающегося им возмещения. Впоследствии кредитор потребует 100% выплаты от Моторного бюро.
«Частичная выплата происходит по договору цессии: потерпевший подписывает договор, в соответствии с которым он уступает право требования на выплату »Маркс.Капиталу«. В обмен человек получает от 30 до 50% причитающегося ему возмещения. Размер компенсации зависит от сложности дела и его перспективы», — рассказал директор «Маркс.Капитал» Сергей Процык.
По данным компании, сумма уже полученных претензий по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев (ОСГПО), полученных УЭСК и «Интертрансполисом», составляет порядка 15-20 млн грн. «Маркс.Капитал» выплатила пострадавшим порядка 5 млн грн.
«В такой ситуации нет ничего ненормального. Те, кто не хочет дожидаться полной выплаты от МТСБУ, могут получить часть компенсации уже сейчас. Те, кто не согласен, будут дожидаться признания СК банкротами и получать 100% выплат в Моторном бюро», — объясняет экс-президент Украинской федерации страхования Александр Завада.
Правда, существует один нюанс. Если выплат от МТСБУ придется ожидать слишком долго, факторинговая компания может прибегнуть к альтернативному варианту и потребовать компенсацию от самих виновников ДТП. Юристы подтверждают, что шансы кредитора в этом случае высоки. Есть достаточно прецедентов, когда пострадавшие, отчаявшиеся получить выплату от страховщиков, подавали иски к виновникам и получали деньги. По такой же схеме может действовать и кредитор.
«Факторинговая компания вполне может подать регрессный иск как к МТСБУ, так и к виновнику ДТП, и выиграть дело», — говорит старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.