Розничные цены на бензин за последний месяц выросли на 1%, дизтопливо в среднем подорожало на 1,6%, сообщил Росстат. Таким образом, несмотря на повышение акциза на топливо класса «Евро-3», в рознице стоимость бензина растет лишь немного быстрее индекса потребительских цен, который с начала года увеличился на 0,8%. В оптовом звене цены начали расти сразу после праздников, однако они стартовали с низкого декабрьского уровня, поэтому на уровне цен в мелком опте это движение отразилось незначительно. «Мы весь январь прожили при уровне стоимости бензина, близкой ко дну»,— считает управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков.
Впрочем, по мнению опрошенных «Ъ» участников рынка, уже в начале февраля топливо начнет ощутимо дорожать: 1 марта условно начинается сезон высокого спроса, и с учетом традиционного срока поставки в 30 дней закупки топлива на нефтебазы разумно начинать уже сейчас. Этот традиционный для российского рынка нефтепродуктов фактор подкрепляется другим: в марте—апреле стартуют ремонты на НПЗ, из-за чего выпуск топлива сократится (см. вынос). Кроме того, на стоимость топлива будет влиять повышательная динамика нефтяных цен. По данным Platts, в пятницу экспортная альтернатива для Аи-95 с Московского НПЗ с поставкой через порт Высоцк увеличилась на 300 руб., до 31,5 тыс. руб. за тонну, что примерно соответствует текущему внутреннему уровню биржевых цен. Согласно расчетам РТС-ММВБ (именно на них ориентируется антимонопольная служба), netback значительно больше — 35 тыс. руб. за тонну. Если цены на нефть продолжат держаться выше $115 за баррель марки Brent, можно ожидать ухода части высокооктанового бензина на экспорт, несмотря на повышенную пошлину.
Ранее чиновники Минэнерго возлагали надежды на поставки белорусского топлива, которые должны сгладить ценовые пики. По данным СпбМТСБ, белорусы действительно выставляют на продажу некоторые объемы топлива (в частности, за последнюю неделю января — 13,3 тыс. тонн Аи-92, почти 6 тыс. тонн Аи-95 и 13,7 тыс. тонн зимнего дизеля). Однако цены заявок, как правило, превышают текущий рыночный уровень и постоянно сдвигаются вверх вместе с рынком, из-за чего за весь январь при формальном наличии предложения на бирже было продано только 9,2 тыс. тонн Аи-92 из Белоруссии. Напомним, Москва и Минск до сих пор не завершили переговоры по объему поставок российской нефти на 2013 год, причем требования Белоруссии об увеличении объемов увязывались с обратной поставкой в Россию 2 млн тонн нефтепродуктов. Возможно, рост оптовых цен в России побудит белорусские НПЗ, которые традиционно работают на арбитраже между польским, украинским и российским рынками, увеличить реальные продажи.