С пользой для столицы
В декабре Попов заявил, что предложенный Кабмином бюджет ставит город на грань выживания. Причина финансовых бед, считают в КГГА — изменения в Бюджетный кодекс, принятые осенью 2010 года. Они обязали Киев отдавать в государственную казну половину сборов от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - то есть 40-45% его доходов. Взамен Министерство финансов ежегодно, но на свое усмотрение, определяет, сколько вернуть в распоряжение Киева.
Поданный законопроект должен исправить механизм финансирования бюджета в пользу столицы. Он позволит киевским властям достичь сразу двух целей.
Во-первых, добиться, чтобы 50% НДФЛ, которые сейчас передаются в госбюджет, оставались в бюджете Киева. В 2013 году это 8,2 млрд гривен, или 45% доходной части бюджета столицы.
Вторая задача законопроекта — обеспечить, чтобы тот же объем средств у Киева нельзя было забрать при помощи других механизмов. К примеру, в виде изъятий. До того как в силу вступила норма об НДФЛ, с их помощью в государственную казну изымались сопоставимые суммы. В 2009 году — 7,4 млрд гривен, в 2010-м — 6,4 млрд гривен (согласно первоначальным версиям законов о бюджетах). На 2013 год их пока вовсе не запланировано.
Кроме того, команда Александра Попова предлагает дополнить Бюджетный кодекс нормой о том, чтобы объем субсидий, предоставляемых городу из государственного бюджета, зависел от объема этих изъятий. Тогда, отдав в госказну, скажем, все те же 8,2 млрд гривен, с учетом возможных коэффициентов возврата (от 0,6 до 1) обратно Киев сможет получить не меньше 4,9 млрд гривен. Раньше такой взаимосвязи не было.
Попутный ветер
Правда, у документа есть необычный нюанс. Столь смело вмешиваясь в доходную часть государственного бюджета, проект не предлагает компенсаторов для госказны — источников, за счет которых она перекроет выпавшие доходы.
У авторов документа — своя логика. «Мы лишь просим отдать в наше распоряжение те деньги, которые Киев и так получал из государственного бюджета на выполнение функций столицы», — говорит замглавы КГГА Руслан Крамаренко. К примеру, в прошлом году правительство забрало у города в виде НДФЛ сумму в 7,2 млрд гривен. А вернуть ему в виде субвенций хотело лишь 2,6 млрд гривен. Но год был тяжелый, и в итоге правительству.
Мы лишь просим отдать в наше распоряжение те деньги, которые Киев и так получал из государственного бюджета на выполнение функций столицы замглавы КГГА Руслан Крамаренко
пришлось предоставить Киеву помощи втрое больше — иначе город не справился бы со своими выплатами, пояснил Forbes источник в финуправлении КГГА. 7,4 млрд гривен было выделено в виде субвенций, и еще 1,6 млрд гривен — в виде дополнительных дотаций из госбюджета.
К чему тогда эта сложная рокировка? Она даст Киеву больше свободы: пока деньги идут в виде субвенций из госбюджета, вопрос о том, сколько их выделить и на что их использовать, решает Кабмин. Получи КГГА средства в свои руки — она сама будет решать, на что лучше их тратить.
Протолкнуть такую идею в КГГА пытались и раньше, но безуспешно. Теперь, говорит собеседник Forbes в финуправлении КГГА, подул попутный политический ветер — поддержать инициативу негласно пообещали на высшем уровне руководства страны. Если проект закона поддержат на Кабмине, документ имеет шанс пройти и через Верховную раду. «Пока я могу говорить лишь о сути идеи, а не о документе — ведь он еще не поступал в комитет. Но в целом идея — правильная, и если правительство поддержит ее, мы также будем поддерживать», — резюмирует замглавы бюджетного комитета парламента Александр Волков.