Крупные затраты на импорт газа существенно увеличивают внешнеэкономические риски для Украины. В то же время искажения цен на природный газ для бытовых потребителей и коммунальных предприятий, являющиеся следствием проводимой государством политики, создают значительную нагрузку на бюджет страны и приводят к неэффективному использованию энергоресурсов.
Нежелание правительства найти комплексное решение этой структурной, по нашему мнению, проблемы подтверждает наше мнение о низкой эффективности институтов в Украине и системы принятия политических решений в целом.7 декабря 2012 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor`s понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «В+» до «В». С нашей точки зрения, слабые ключевые структурные показатели, приведшие к невыполнению программы МВФ 2010 г., в том числе связанные с проблемами на газовом рынке Украины и нежеланием правительства принимать активные меры по их решению, по всей вероятности, останутся важнейшими вопросами, которые будут рассматриваться на предстоящих переговорах МВФ с правительством страны.
Как следствие, сложившаяся ситуация может затруднить обеспечение валютного финансирования за счет средств МВФ, необходимого для удовлетворения значительных потребностей страны во внешнем финансировании.
Диаграмма 1 — Внутренний дефицит природного газа по отношению к ВВП
Импорт газа оказывает значительное давление на показатели внешнего финансирования.Совокупный объем добычи природного газа в Украине составляет около 20 млрд куб. м в год, при этом в 2011 г. страна импортировала примерно 45 млрд куб. м от ОАО «Газпром» для удовлетворения внутреннего спроса. Россия является единственно возможным поставщиком газа для Украины, за исключением ситуации, когда Украина использует трубопроводы, по которым обычно экспортируется российский газ, для импорта газа из-за рубежа (табл. 1).
Таблица 1 — Объем потребления газа в Украине в 2008-2013 гг.
Украина собирается сократить объем импортируемого из России газа до 20 млрд куб. м в 2013 г. за счет увеличения внутренней добычи и диверсификации источников поставок. Однако это может привести к нарушению договорных обязательств украинской газовой монополии НАК «Нафтогаз Украины» перед ОАО «Газпром».
Несмотря на ожидаемое снижение объемов импорта российского газа по итогам 2012 г., мы до сих пор не отмечали улучшения дефицита счета текущих операций Украины (диаграмма 2). Цены на газ в 2012 г. повысились в среднем примерно на 37 % в сравнении с уровнем 2011 г., что компенсировало сокращение объемов импортируемого газа.
Запланированные объемы поставок и цены на газ, импортируемый с других европейских рынков, в настоящее время таковы, что вряд ли смогут существенно повлиять на стоимость импорта газа в Украину.Например, в случае реэкспорта газа или его поставки по своповым контрактам из Германии стоимость импорта, по мнению экспертов нефтегазовой отрасли, составит 410-415 долларов за тыс. куб. м, в то время как средняя годовая цена импортируемого украинского газа в 2012 г. равнялась примерно 424 долларов.
Диаграмма 2 — Доля энергоносителей в общем объеме импорта товаров
По нашему мнению, зависимость от значительных объемов импорта газа негативно влияет на устойчивость показателей внешнего финансирования Украины. В 2011 г. вследствие резкого повышения стоимости импорта топлива до 21 млрд долларов (по сравнению с 15 млрд долларов в 2010 г.) дефицит счета текущих операций превысил 5% ВВП против 2% в 2010 г. По-прежнему высокая стоимость импортируемого газа нивелирует резкое сокращение импорта сырой нефти в 2012 г. Мы ожидаем, что в период до 2015 г. дефицит счета текущих операций будет в среднем составлять около 6% ВВП.
В результате совокупные потребности страны во внешнем финансировании останутся высокими и, по оценкам, составят примерно 130% поступлений по счету текущих операций и доступных резервов в течение этого периода.
Условия контракта между НАК «Нафтогаз» и ОАО «Газпром»
Любое решение о снижении объемов импортируемого российского газа будет связано с необходимостью пересмотра условий договора, заключенного между «Нафтогазом» и «Газпромом». В то же время мы считаем, что переговорная позиция Правительства Украины при пересмотре условий контракта с «Газпромом» достаточно слаба.
Действующий контракт устраивает «Газпром», поскольку Украина платит ему за газ больше, чем европейские покупатели. В последние годы «Газпром» согласился на предоставление скидок европейским покупателям и ввел спотовый компонент в контракты, однако Украину эти меры не коснулись.В рамках действующего договора (основанного на принципе «бери или плати») «Нафтогаз» обязан оплачивать определенный объем поставок газа от «Газпрома» независимо от того, использует он этот газ или нет. Рост закупок газа из Европы по краткосрочным договорам или увеличение добычи газа на внутренних месторождениях могут нарушить условия контракта с «Газпромом», срок действия которого заканчивается в 2019 г. Учитывая невыбранный объем газа в размере 2,8 млрд куб. м и уровень цен на газ (424 долларов/тыс. куб. м), мы полагаем, что размер требований «Газпрома» к «Нафтогазу» может достичь 1,2 млрд долларов (табл. 1).
В 2013 г. эта сумма может увеличиться до более чем 5 млрд долларов.
В настоящее время Украина не желает выполнять требования российской стороны, которые, по мнению руководства страны, могут причинить ущерб суверенитету. Эти требования включают вступление Украины в Таможенный союз стран СНГ, куда в настоящее время входят Россия, Белоруссия и Казахстан, и (или) согласие на приобретение «Газпромом» значительной доли газотранспортной системы Украины (ГТС Украины), или слияние «Газпрома» и «Нафтогаза».
Если Украина согласится на эти условия, она сможет воспользоваться преимуществами в виде снижения цен на импортируемый газ и гарантированных объемов транзита, — как, например, это происходит в случае с Белоруссией.
Объем платежей за транспортировку и транзит газа, как ожидается, будет снижаться
ГТС Украины обеспечивает не только крупные импортные поставки природного газа в страну, но и прокачку основной части российского газа, экспортируемого в Европу (по данным «Нафтогаза», примерно 70%), на долю которого, по оценкам, приходится значительная часть европейского импорта газа. Однако поступления от транзита газа по ГТС Украины покрывают не более 25% стоимости газового импорта Украины, причем разница между этими двумя показателями в последние годы увеличивается (диаграмма 3).
Мы полагаем, что Россия сокращает объемы прокачки газа через ГТС Украины, во-первых, из-за сокращения спроса в Европе, во-вторых, из-за стремления снизить свою зависимость от Украины при транспортировке газа.
В прошлом отсутствие соглашения о ценах на газ между Украиной и «Газпромом» отрицательно влияло на экспортные поставки «Газпрома» в Европу. Так, 1 января 2009 г. «Газпром» прекратил поставки газа в Украину, обвиняя ее в том, что она незаконно отбирает газ, предназначенный для европейских потребителей, через свою газотранспортную систему, а затем полностью приостановил поставки газа в Европу с 7 января на 13 дней.
Несмотря на то, что Украина имеет крупные подземные хранилища газа, которые важны в контексте сезонных скачков спроса на газ в Европе, «Газпром» не всегда может ими пользоваться ввиду напряженных отношений между двумя странами в этом вопросе.В настоящее время выручка Украины от транспортировки российского газа составляет 4 млрд долл. Однако представители «Газпрома» заявили, что после недавнего ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток» и завершения проекта «Южный поток» (строительные работы по которому начнутся совсем скоро), Украина будет играть «нулевую роль» в экспорте российского газа. Скорее всего, это создаст дополнительное давление на текущий баланс и бюджет Украины.
- «Северный поток»: этот трубопровод позволит производить прямые поставки газа из России в Европу. Ожидается, что его пропускная способность составит 55 млрд куб. м газа в год. Первая очередь «Северного потока» вступила в эксплуатацию в ноябре 2011 г.
- «Южный поток»: обеспечивает России прямой доступ к Юго-Восточной Европе через Черное море. Ожидается, что этот трубопровод будет введен в эксплуатацию в 2015 г. и позволит ежегодно прокачивать 63 млрд куб. м газа.
Диаграмма 3 — Поступления по счету текущих операций от газотранспортной системы Украины и стоимость импорта природного газа