Законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях зарегистрировали народные депутаты Лев Миримский (внефракционный) и Сергей Брайко (Партия регионов). Документ предусматривает применение умножающих коэффициентов от установленной законодательством суммы штрафа в случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), предусмотренных ст. 121-128, а также ст. 130 и 139 Кодекса. Например за несоблюдение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил пересечения железнодорожных переездов, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и повреждение дорог.
Как рассказал Лев Миримский, система умножающих коэффициентов, предусмотренная в законопроекте, соответствует классификации автомобилей, разработанной Еврокомиссией в 1998 году. Согласно этой классификации, легковые автомобили были сгруппированы в 9 классов по длине кузова и объему двигателя: класс А («мини»); B («малые»); С («ниже среднего»); D («средние»); М («минивены»); Е («выше среднего»); F («люкс»); J («внедорожники») и S («спорткары, купе и кабриолеты»). Для владельцев машин из первых трех групп размер штрафа не меняется. Для владельцев автомобилей класса D и М сумма удвоится. Водители автомобилей класса E должны будут заплатить втрое больше, чем предусмотрено законом, а классов F и J — вчетверо. Самый высокий умножающий коэффициент будет применен для машин класса S — 5. Таким образом, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии водитель, к примеру, Daewoo Matiz заплатит 2250-3400 грн штрафа, а находившийся за рулем Lamborgini Gallardo — 11,25-17 тыс. грн.
По словам Льва Миримского, он основывался на принципе «чем дороже автомобиль, тем больше должен быть размер штрафа». «Уже долгое время ходили разговоры, чтобы поднять штрафы за нарушение правил дорожного движения. Но мы посчитали, что поднимать их для всех подряд некорректно, поэтому и разработали подобную классификацию. Есть принципиальная разница, когда за рулем спорткара сидит мажор или когда едет обычный человек на недорогой машине»,— пояснил господин Миримский.
По мнению главы общественного объединения «Общественный комитет транспортной безопасности» Юрия Папирового, подобная дифференциация нужна. «Классы автомобилей — это их престиж. Нарушать правила позволяют себе в основном платежеспособные владельцы дорогих автомобилей»,— сказал господин Папировый. Вместе с тем он увидел в документе существенные недостатки. По его словам, при определении классов автомобилей не были учтены межклассовые модели. Так, в класс J попали как классические внедорожники, так и модели SUV (так называемые «паркетники», которые не приспособлены для езды off road). «В этом классе есть бюджетные модели, например Nissan Juke, который с трудом попадает в категорию внедорожников»,— пояснил Юрий Папировый. Следует отметить, что минимальная стоимость Nissan Juke составляет 160 тыс. грн, в то время как стоимость полноприводной модели внедорожника X-Trail начинается от 245 тыс грн.
Заместитель начальника Департамента Госавтоинспекции МВД Владимир Резников считает, что принятие этого законопроекта повлечет изменения и в некоторые другие законы. «Инспектор ГАИ, остановивший автомобиль, должен будет знать, к какому классу он принадлежит. Это должно быть записано в свидетельстве о регистрации. Поэтому нужно будет вносить изменения и в законы, которые регламентируют регистрацию транспортного средства»,— считает господин Резников.