Несмотря на попытки чиновников Министерства финансов максимально реалистично оценить потенциал отечественной экономики, годовой финплан все же выглядит неоправданно оптимистично.
Александр Охрименко, экономист
3,2% роста ВВП — это оптимистичный прогноз. Пессимистичный сценарий предполагает динамику всего лишь 0,5%. Все будет зависеть от объемов и скорости эмиссии долларов в США. Если эмиссия будет ускоряться, то во всем мире будут расти цены на металл и продукты питания. Как результат — вырастет и объем украинского экспорта, что станет хорошим стимулом роста ВВП.
В течение всего 2013 года курс доллара в Украине будет изменяться в пределах валютного коридора от 8,0 до 8,4 грн. Весной и летом курс будет ближе к 8 грн, а в конце 2013-го — к 8,4 грн. К 1 июля за доллар будут давать 8,1 грн, а к 2014 году — около 8,4 грн. Это при условии, что не будет введен налог на продажу валюты. Если вдруг это случится, — к середине года доллар подешевеет до 7,7 грн, а к началу следующего — упадет до 7,5 грн. В 2012 году валютная паника была обусловлена выборами в парламент. В наступившем году подобного фактора нестабильности уже нет, поэтому и валютной паники не должно быть. Кроме, того паспортизация и другие административные методы НБУ будут стимулировать отказ от долларов.
Официальный уровень инфляции по результатам года составит около 5%, реальный же рост цен достигнет 14-17%. Как правило, после выборов рынок всегда переживает инфляционный всплеск. Скажется и эффект дефляции в 2012 году, обеспеченной скупкой населением валюты, и, самое главное, переток валюты в гривну. А, заполучив гривну, народ будет больше тратить, что послужит хорошим стимулом роста инфляции.
Что касается счета текущих операций платежного баланса, то тут есть два сценария, которые также зависят от работы «печатного станка» в США. Согласно оптимистическому сценарию дефицит составит порядка $6 млрд, иначе — до $9 млрд. Экономика Украины сильно увязана с мировым товарным рынком и чрезмерно зависит от экспорта металла. Это плохо. Нужно время, чтобы экономика перестроилась на экспорт продуктов питания, что позволило бы реально выйти на профицит по текущему счету. Но для этого нужно минимум 7 лет.
Дмитрий Сологуб, начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль
Наш прогноз обменного курса на этот год базируется на допущении, что правительство и НБУ будут проводить рациональную курсовую политику в условиях дефицитного платежного баланса. А именно, власти постепенно перейдут к более гибкому курсообразованию, следствием чего станет плавная девальвация гривны примерно на 10% в течение года. То есть, по состоянию на конец июня курс будет находиться на уровне 8,30-8,40, а до конца года ослабнет до отметки 8,80-9,00.
Однако, не исключено, что по политическим причинам власти будут по-прежнему удерживать курс гривны на неизменном уровне, применяя для этого весь доступный арсенал: жесткую монетарную политику, валютные интервенции, размещение еврооблигаций (под высокие проценты). Кроме того, в случае роста давления на курс вполне возможен возврат к идее введения налога на продажу валюты, а также применение иных креативных методов (например, ограничение импорта). Такая политика, вероятно, поможет удержать курс гривны на неизменном уровне в течение определенного периода. В то же время, возрастает риск масштабной коррекции обменного курса по сценарию 2008 года.
Что касается роста экономики, то в лучшем случае динамика ВВП составит 2-2,5%. Основным условием такого достаточно оптимистичного прогноза является улучшение состояния мировой экономики. Также будет способствовать улучшению экономической ситуации и некоторый рост кредитной активности (при условии отхода от жесткой привязки обменного курса). В то же время, в этом году, скорее всего, замедлится рост частного потребления, так как впечатляющая динамика предыдущего года во многом объяснялась значительным ростом социальных расходов в преддверии выборов.
По результатам года мы ожидаем ускорения инфляции до 8-9%. Во-первых, правительству вряд ли удастся избежать роста коммунальных тарифов. Во-вторых, во 2-й половине прошлого года наблюдалась аномальная динамика цен на продукты питания (они продолжали снижаться, в то время как мировые цены на продовольствие существенно выросли), что мы связываем с усилением административного давления в преддверии выборов. Очевидно, что административный фактор будет менее значимым в этом году, поэтому стоит ожидать ускорения роста цен на продукты питания.
По нашему прогнозу, в течение года дефицит текущего счета платежного баланса несколько сократится: и в номинальном выражении (с $13,5 млрд до $12 млрд), и в % от ВВП (с 7,5% до 6,4%). Главной причиной этого будет постепенная девальвация гривны, положительно повлияет также и некоторое восстановления экспорта во 2-й половине года на фоне улучшения ситуации в мировой экономике. Такой прогноз базируется на неизменных ценах на российский газ. Если же, к примеру, цена снизится на 10-15% — дефицит текущего счета снизится на $1,5-2 млрд.
Если отталкиваться от проекта госбюджета на 2013 год, принятого парламентом в декабре, то фискальный дефицит в этом году останется на высоком уровне. В частности, дефицит госбюджета составит 3,2% ВВП. А если добавить дефицит Нефтегаза Украины и Пенсионного фонда, то мы выходим на цифру 5% ВВП, что соизмеримо с результатом 2012 года. Поэтому, в случае возобновления сотрудничества с МВФ, правительству, очевидно, придется принимать меры для сокращения бюджетного дефицита — хотя бы до уровня 3% ВВП.
Эрик Найман, управляющий партнер Capital Times
Если не произойдет резкого улучшения внешнеторгового баланса, либо не зайдут в Украину очень большие иностранные инвестиции, то гривна ослабнет к началу 2014 года примерно на 10%, то есть до 8,8, а к лету 2013 года — до 8,25-8,5. Это будет сопровождаться снижением валютных резервов НБУ до примерно $20 млрд. Снижение валютных резервов произойдет в том числе вследствие спроса населения на наличную иностранную валюту — украинцы купят порядка $3 млрд. для погашения валютных кредитов и еще $2-3 млрд для внешнего туризма.
Введение пенсионного сбора или ограничений на покупку наличной инвалюты не сможет существенно уменьшить этот спрос. Любая дестабилизация валютного рынка существенно увеличит спрос населения на валюту, и тогда размер девальвации будет большим. Но такое развитие событий после успешной контратаки НБУ осенью прошедшего года представляется маловероятным. Так что, если ничего не изменится, то наиболее вероятный сценарий на будущий год — мягкое снижение курса гривны примерно до 8,8 за доллар.
Гривна может остаться стабильной при условии значительного снижения цен на газ и привлечения крупных иностранных инвестиций — новых кредитов МВФ либо инвестиций в украинскую газотранспортную систему. Решение лишь одного из этих двух вопросов даст возможность реализовать заложенный в госбюджет «прогноз» — снижение курса гривны до конца года до 8,3 за доллар.
Во втором полугодии я ожидаю возврат позитивной динамики ВВП Украины вслед за улучшением ситуации в промышленности и сельском хозяйстве после провального 2012 года — сработает эффект низкой базы сравнения. Есть надежды на ускорение роста мировой экономики, которое докатится до Украины как раз через квартал-два. Так что мои ожидания по темпам прироста ВВП Украины на 2013 год — плюс 2,5%.
Дефляция 2012 года показала украинскому правительству опасность такой политики. А посему я ожидаю незначительного ускорения инфляции в текущем году до 5-6%, в том числе вследствие повышения тарифов на газ для населения и ЖКХ.
Олег Иванец, старший аналитик УкрФинансы
Прошлый год в экономическом смысле прошел даром — не были решены ключевые экономические проблемы, экономика не смогла найти драйверы роста, финансовая система практически весь год была парализована жесткой позицией НБУ на валютном рынке. Словом, ни одно из ключевых ожиданий, которые помогли бы нам более уверенно смотреть в будущее, не оправдалось. Даже проведение Евро-2012 не принесло так необходимых стране имиджевых дивидендов. Соответственно, наши ожидания в начале 2013-го во многом совпадают с ожиданиями начала прошлого года. В первую очередь, ожидаем решения ключевой проблемы экономики — снижения импорта энергоресурсов, а также восстановления сотрудничества с МВФ.
Ситуация с торговым балансом довольно печальная — по результатам 2012 года дефицит составит порядка 8-9% ВВП, тогда как 10% в международной практике означает неминуемый крах экономической модели. Необходимо фундаментально снизить потребление внешних энергоресурсов, так как это, по сути, единственный способ улучшить торговый баланс. Касательно сотрудничества с МВФ, то в 2013 году Украина должна вернуть Фонду более $5 млрд., так что договариваться все равно придется. МВФ, вероятно, не уступит в своих требованиях, а, значит, нам стоит ждать более высоких цен на газ для населения и экономически обоснованного курса гривны. Это означает девальвацию на 5-15% в зависимости от развития глобальной экономики в 2013 году.
Касательно драйверов роста и динамики ВВП в следующем году, то надеяться на то, что правительство сформирует внутренние стимулы роста, не приходится, а, значит, мы будет «плыть по течению», то есть всецело зависеть от мировых рынков.
Надеясь на глобальный рост рынков, в частности спроса на металл во второй половине года, мы прогнозируем динамику ВВП на уровне 3,5%. А учитывая девальвацию гривны с одной стороны и жесткую ценовую политику правительства с другой, ожидаем умеренную инфляцию на уровне 5,7%.
Что касается возможного дефицита бюджета, то тут дела плохи. Госфинансы выстроены таким образом, что бюджет всегда находится «в рамках», а все дыры закрываются при помощи кредитов госкомпаниям. Посмотрите на 2012 год — бюджет относительно сбалансирован, однако сложно подсчитать, сколько кредитов было взято госкомпаниями. Статистику никто не предоставляет. Только отслеживая новости можно представить этот объем — не менее $4 млрд, а, возможно, и вдвое больше. Естественно, все эти деньги получены под залог активов. Вот и получается, что бюджет в порядке, а риски растут колоссальными темпами. Ведь теперь активы госкомпаний (таких как Укрзалізниця, Энергоатом и др.) могут оказаться в собственности банков.
Игорь Жолонковский, аналитик Эрсте Банка
Наш макроэкономический прогноз на год таков. Рост ВВП вряд ли превысит 3%, что связано со слабым внешним спросом и мировым перепроизводством стали.
Инфляцию мы ожидаем на уровне 14%. Прогноз включает в себя девальвационный сценарий, что приведет к подорожанию импорта и, как следствие, подстегнет инфляцию.
При условии девальвации гривны негативный баланс счета текущих операций постепенно будет уменьшаться. На конец 2013 года мы ожидаем позитивный баланс в размере 1,1% ВВП, или 16,9 млрд гривен.
Дефицит бюджета мы ожидаем на уровне 2% от ВВП, или 30,7 млрд гривен.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case-Украина
Я думаю, что для НБУ будет критично в последний предвыборный год провести контролированную девальвацию. Это снимет много проблем и риски валютного шока. Самый мягкий сценарий — это опустить курс где-то на 5% (до 8,5 грн/$) в первом полугодии и дальше на 5% во втором (до 9,0).
Возможно, НБУ и дальше захочет продолжить игру в стабильный курс (резервы для такого баловства пока есть, в 2012-м на это потратили $6,4 млрд), но в таком случае наше руководство подставит страну под риск неконтролированного развития событий. Мы и так ниже ватерлинии по резервам (2,9 месяца импорта), дальнейшее снижение этого буфера очень сильно повредит доверию в состоятельность монетарных властей управлять ситуацией. Тяжело сказать, на каком уровне резервов может наступить критический момент, но для мега-авторитарной Беларуси это случилось, когда резервы опустились ниже 1 месяца импорта. Для нас это может случиться несколько раньше.
В своих допущениях я исхожу из логичности поведения правительства и НБУ, которые предполагают договоренность с МВФ и контролированную девальвацию. В противном случае будет сложно. Так вот, если будет новый договор с МВФ и культурно опустят гривну, то можно ожидать усиления темпов экономического роста. На 2013 наш прогноз — 1,4% роста ВВП. Если нет, то даже без шоковых сценариев рост потребительского импорта (при стабильной гривне) сделает негативный вклад чистого экспорта намного более сильным. Поэтому рост будет на порядок слабее.
По результатам года мы ждем инфляцию 5,1%. Основная причина ускорения — возможное повышение тарифов (мы ожидаем возобновления договора с МВФ) и ослабление валюты (скорее всего, также будет среди требований МВФ). Кроме того, традиционно после падения урожая у нас на начало следующего года несколько повышаются цены на продукты питания.
В базовом сценарии (МВФ и девальвация) ожидаем умеренный рост дефицита счета текущих операций до $13,9 млрд., или 7,8% ВВП. Если же гривну не девальвируют, то дефицит будет на порядок больше — около $17 млрд
Что касается дефицита госбюджета, то будет хорошо, если мы закончим год с показателем, не превышающим 4% ВВП (включая дефицит Нафтогаза Украины).
Анастасия Головач, старший менеджер управления корпоративных финансов УкрСиббанка BNP Paribas Group
Принимая во внимание ожидаемый дефицит платежного баланса в 2013 году (по нашим прогнозам около $10 млрд), а также размер валютных резервов на конец 2012 года (около $24 млрд или всего лишь 3 месяца импорта) девальвация нам кажется неизбежной. Однако ее сила и временные рамки будут во многом зависеть от политики НБУ.
Тут важно понимать, что девальвация в условиях текущей мировой конъюнктуры не станет панацеей для платежного баланса, поскольку не сможет существенно увеличить спрос на украинский экспорт и, напротив, удорожает критический импорт (такой как природный газ). Ее позитивный эффект будет выражаться только в сохранении резервов и возможном сокращении спроса на некоторые группы потребительских товаров.
В связи с этим, а также принимая во внимание негативные социальные последствия, мы полагаем, что НБУ не допустит значительной и резкой девальвации гривны и будет лишь постепенно переходить к плавающему курсовому режиму. По нашим оценкам, с текущем уровнем резервов НБУ может обеспечивать плавную девальвацию только на протяжении первого полугодия. Мы ожидаем, что до июня 2013 года курс гривны снизиться до 8,5 грн за доллар.
К этому моменту Украина, вероятнее всего, сможет возобновить сотрудничество с МВФ или же договориться с Российской Федерацией о снижении цены на газ. Первому событию мы присваиваем довольно высокую вероятность, тогда как второму — лишь 50%. Возобновление сотрудничества с Фондом поможет довольно быстро укрепить резервы, однако приведет к необходимости коррекции курсового режима.
Наиболее вероятным сценарием нового курсового режима видится нам привязка курса гривны к корзине валют, состоящей из доллара и евро, как это сделано в России. Это, с одной стороны, позволит Украине минимизировать валютные риски в отношениях с основным торговым партнером. С другой — изменит базу сравнения курса гривны, и населению сложнее будет измерить силу девальвации. Кроме того, на первом этапе НБУ, скорее всего, будет допускать колебания гривны в обе стороны для того, чтобы снизить предсказуемость курса и спрос на валюту со стороны населения. Нечто похожее мы наблюдали в 4 квартале прошлого года, когда гривна, достигнув 8,3 грн за доллар, закончила год на отметке 8,03 грн.
Таким образом, мы полагаем, что после перехода к новому курсовому режиму НБУ гривна может сначала девальвировать, а потом несколько отыграть свои позиции к концу года, закрывшись на уровне 8,6 грн.
Что касается роста экономики, то в следующем году он может составить 2,5%. Рост промпроизводства может возобновиться до 2% после его падения в 2012-м (по итогам десяти месяцев 2012 года — минус 4,2%). При пессимистическом развитии событий ВВП и промпроизводство будут близки к нулю.
Инфляцию мы ожидаем на уровне 6-7% (в основном из-за административных факторов, таких как повышение тарифов на газ для населения, и возможной девальвации). В случае девальвации дефицит текущего счета, по нашим оценкам, сократится до $8,7 млрд или 6% ВВП за счет снижения импорта некоторых групп потребительских товаров и автомобилей.
Источник