Путь этот тернист, но плох тот пассажир, который не желает получить компенсацию за многочасовое опоздание или отмену рейса, непопадание на него из-за овербукинга или другой вины перевозчика. Для пассажиров авиакомпаний, зарегистрированных в Евросоюзе, а также всех рейсов, вылетающих с его территории, суммы эти составляют от 250 до 600 евро. Плюс напитки, бутерброды или ваучеры для ресторанов, при необходимости — размещение в отеле и трансферт, а также возможность по телефону, факсу или электронной почте предупредить родственников и встречающих. Говоря более конкретно, например, для немецких компаний Lufthansa или Air Berlin эти правила действуют по всему миру. Если же рейс «Аэрофлота» задерживается при вылете из Германии в Россию, то на его пассажиров распространяются европейские компенсационные нормы, а из России в Германию — российские правила, пишет Русская служба DW.
Закон и судебная практика
Соответствующую директиву Европейский парламент принял еще в 2004 году, после чего она уже неоднократно становилась предметом разбирательства в высшей судебной инстанции ЕС — Европейском суде в Люксембурге. Очередное такое дело он рассмотрел в октябре 2012 года. Вынеся прецедентное решение, суд вновь укрепил права пассажиров, не оставив простора для дальнейших интерпретаций: задержка рейса более чем на три часа по степени доставляемых неудобств и проблем должна при определении размера компенсации приравниваться к его отмене перед вылетом.
Такие постановления, вынесенные за последние годы на европейском уровне, являются лишь верхушкой айсберга, большая часть которого состоит из конкретных случаев, рассматриваемых местными административными судами. Большое количество таких дел объясняется тем, что авиакомпании, как правило, всеми правдами и неправдами пытаются избежать выплат даже при очевидных обстоятельствах и явной своей вине, то есть когда речь не идет об уважительных причинах вроде снежных бурь, извержений вулканов и прочих официально признанных форс-мажоров.
Права пассажиров и юридический бизнес
Добиваться компенсации настойчивым пассажирам обычно приходится с помощью тяжбы или угрозы подать иск. В Германии эти обстоятельства привели к тому, что защита их интересов легла в основу бизнес-моделей уже нескольких специализированных фирм — небольших, но успешно развивающихся. Они берут на себя хлопоты общения с перевозчиками, адвокатами и судами, но просят за это около 30 процентов от компенсации. Первая такая контора приступила к работе в 2009 году.
На сайтах фирм можно бесплатно проверить вероятность получения денег, задав дату и номер запоздавшего рейса. По большинству компаний такая информация отслеживается. Затем каждый может сам решить, отстаивать ли права самостоятельно, через свою юридическую страховку или же при помощи фирмы за соответствующее вознаграждение.
Семь раз отмерь, один раз обратись. Этого принципа следует придерживаться тем, кто хочет решить спор через свою частную юридическую страховку. Эксперты рекомендуют при этом не забывать о сумме долевого участия. По стандартным немецким полисам она составляет 150 евро, что снижает финальную выгоду при выигрыше тяжбы. Тот же, кто напрямую обращается в суд, рискует в случае выигрыша дела авиакомпанией вообще оказаться в убытке, то есть оплатить судебные издержки в несколько сотен евро.
Уловки и хитрости
В свою очередь, фирмы-посредники стараются работать наверняка. Для этого в их рядах, в частности, имеются перебежчики, хорошо знающие тактику и приемы авиакомпаний. При необходимости они могут по своим каналам проверить информацию о неполадках, погоде или других обстоятельствах, а также направить официальные запросы.
Например, зимой случается, что существенные задержки возникают из-за несвоевременной обработки самолетов средством против обледенения, но вместо этого причиной позднего вылета называют метеоусловия. Не говоря уже о юридических тонкостях в случае забастовок экипажей или наземного персонала. Отдельно взятый пассажир на этом взлетном поле не воин, а вариантов стандартных отговорок и отписок даже у вполне солидных авиакомпаний существует огромное множество.
Отметим, что на данный момент немецкие фирмы-посредники не берутся представлять интересы пассажиров одной очень крупной европейской бюджетной компании, так как суды по месту ее регистрации, как правило, занимают сторону перевозчика, что уже стало более чем очевидно.
Подробности европейской директивы
Размер компенсации в случае задержки рейса более чем не три часа или его отмены по вине перевозчика зависит от расстояния. На рейсах до 1500 километров она составляет 250 евро, от 1500 до 3500 километров — 400 евро, более 3500 километров — 600 евро.
Момент, когда авиакомпании стран Евросоюза, а также стартующие на его территории другие перевозчики обязаны начать проявлять заботу о пассажирах задерживающихся рейсов, также зависит от протяженности маршрутов. До 1500 километров — после двух часов, от 1500 до 3500 километров — после трех часов, более 3500 километров — после четырех часов. В таких случаях они должны предоставить пассажирам напитки и еду, а также при необходимости, если вылет переносится на следующий день, позаботиться об отеле и трансфере к нему и обратно.
В случае задержки рейса более чем на пять часов компании обязаны вне зависимости от расстояния вернуть клиенту стоимость билета. Пассажирам важно помнить, что право на компенсацию они имеют лишь в том случае, если вовремя прошли регистрацию на рейс или находились у стойки регистрации не позже чем за 45 минут до указанного в билете времени вылета.
Форс-мажор и открытые вопросы
В случае нелетной погоды, например, закрытия полосы из-за обильного снегопада, пассажиры, как правило, прав на компенсацию не имеют, но после двух часов ожидания компании обязаны предоставить им напитки и питание, а при более длительных задержках с необходимостью ночевки — отель. В директиве ЕС также точно прописаны права пассажиров на бесплатную связь. Компании обязаны обеспечить их возможностью сделать два телефонных звонка или отправить два факса или два сообщения по электронной почте — в любой комбинации.
До сих пор открытым остается вопрос об оплате гостиниц в случае закрытия воздушного пространства в результате извержения вулкана, как это было в 2010 году. Эти дела еще находятся на рассмотрении судов и будут решаться в соответствии с национальными законодательствами.