Тренинг — курс занятий продолжительностью от 1 дня до нескольких месяцев. На сегодняшний день наиболее распространены психологические тренинги, повышающие деловую активность человека, способность правильно реагировать в жизненных ситуациях. Практически все тренинги ориентированы на бизнес. Цены на подобные курсы в среднем колеблются от 20000 до 40000 руб. Цифры немаленькие, поэтому сразу же встает вопрос: так ли эффективны эти тренинги, на сколько они оценены в денежном эквиваленте?
За что плата:
Курс обычно содержит краткую теоретическую базу и большое количество практических занятий. На занятиях имитируются ситуации, которые в обычной жизни могут вызывать трудности, и репетируются сценарии поведения человека в создавшихся условиях. Каждый участник группы имеет возможность проверить себя и научиться любую ситуацию обыгрывать в свою пользу. Руководит всем действом тренер группы.
Главная проблема всех тренингов в том, что они не могут гарантировать 100% результат. Несмотря на то, что программы пишутся профессиональными психологами и ведутся опытными тренерами, камнем преткновения всегда является человеческий фактор. А именно, насколько люди, пришедшие на курс, готовы воспринимать информацию.
Также нужно понимать, что за 1 день ни за какие деньги мира сделать из пони боевого коня невозможно. Поэтому реклама курсов, которые обещают за 3 дня сделать из вас Человека, просто-напросто говорит неправду.
Очень часто имеет место ситуация, когда «профессиональные психологи и опытные тренеры» таковыми на самом деле не являются. Громкая реклама не всегда означает хороший результат курса. Поэтому выбирая курс, не поленитесь, поищите отзывы или какую-либо информацию о нем «со стороны».
Еще одной особенностью тренингов является сложность выявления их практической эффективности. То есть, трудно четко определить, в какой ситуации работает именно приобретенный навык. Причем результат использования этого навыка опять же не всегда может оказаться положительным.
Тем не менее, занятия — это новая информация. Это главная положительная черта, которую имеет любой тренинг. Обычно на курсах проигрываются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации или сценарии поведения взаимодействующих между собой групп. То есть, у участников тренингов появляется информация о том, как, кто и почему может повести себя при определенном стечении обстоятельств. А «предупрежден — значит вооружен».
Вы наверняка спросите: «Как же тогда определить, на какой тренинг имеет смысл идти, а на какой нет?»
Ответ:
1. Количество занятий должно быть больше чем 1. Лучше пусть будет 4 занятия по часу, чем одно, но 4 часа.
2. Тренинг должен быть узкоспециализированным. Чем шире название курса, чем больше навыков обещается, тем меньше внимания уделяется изучению конкретного навыка. То есть будут даваться основы основ. Например, сфера торговли:
Узкий курс:
— Работа с потенциальным клиентом
— Работа с состоявшимся клиентом
— Навык предложения товара
— Навык убеждения
Широкий курс:
— Работа с клиентом
— Работа по предложению товара
— Работа в стрессовых ситуациях
— Концентрация внимания в работе
При прочих равных условиях (количество часов и объем материала) эффективность узкого курса значительно выше, чем широкого.
3. Тренинг должен быть ориентирован на определенный вид деятельности, на профессиональную принадлежность. Торговля — это одно, подбор кадров — другое, руководство и управление — это третье.
Подводя итог, можно сказать, что эффект от тренинга в равной степени зависит как от профессионализма обучающей стороны, так и от желания научиться чему-либо стороны обучаемой. Поэтому стремитесь к знаниям, но будьте внимательны!