Новый год по-советски

Ровно 90 лет назад, 30 декабря 1922 года, был подписан союзный договор и образован этот «колос на глиняных ногах», который почти семьдесят лет называли Союз Советских Социалистических Республик.  Если бы СССР не рухнул в декабре 1991 года, то, скорее всего,  сейчас все СМИ трубили бы только о «великой годовщине» и все стены были обвешаны плакатами и лозунгами. Но советские люди вряд ли обращали бы внимание на весь этот антураж, как не обращали на это внимания и во время существования СССР. Потому что большая часть граждан была бы занята вечными проблемами советских людей: добыванием, выбиванием и выстаиванием в громадных очередях с одной целью — достать, урвать или обменять хоть немного продуктов питания для праздничного новогоднего стола. А если провезет, то можно будет еще и купить себе и родным примитивные новогодние подарки. Согласно ежегодной традиции, 31 декабря советских людей по ТВ поздравляли бы лидеры КПСС и обещали, что в следующем году будет жить лучше.

Почему рухнул СССР

Но проходило время, а жить становилось все хуже и хуже. Поэтому распад СССР действительно был праздником для всех советских людей, за исключением представителей коммунистической партноменклатуры и работников советской торговли — они-то действительно были расстроены!

Когда говорят, что СССР сам себя похоронил, то это действительно правда. Экономическая модель СССР была такой неэффективной, что и без ЦРУ и происков других внешних или внутренних врагов она сама привела к развалу страны.

Молодое поколение не знает (и это очень хорошо!) что такое товарный голод, а старшее поколение или забыло, или просто не хочет вспоминать плохое. Но факт остается фактом: в такой громадной стране как СССР не хватало элементарных продуктов питания и предметов быта, в то время как в странах «загнивающего капитализма» полки ломились от товаров, и всегда была проблема затоваривания  рынка. И хотя ответ на вопрос «почему так происходит» был более чем понятен, во времена СССР, об этом не стоило распространяться. Главная проблема экономической модели СССР заключалась в отсутствии рынка. Экономика СССР — это централизованное планирование, которое было априори неэффективным.

Ни качества, ни количества

Это сейчас компании тратят миллионы и миллиарды на рекламу и раскрутку бренда. Население постоянно возмущается, что нет того «рожна, которого они хотят» и судачат о качестве товара с ГМО и без ГМО. В СССР не только не было ГМО, но не было и качественных товаров вообще. Советская экономика была построена на постоянных хищениях, браке, использовании некачественных и некондиционных товаров, но из-за нехватки товаров, в СССР никто и не обращал внимания на то, что вся продукция не отвечает элементарным требованиям качества. Но в условиях тотального дефицита можно было продать любой брак и халтуру, выдав ее за хорошую вещь.

Это сейчас ни один руководитель предприятия не будет делать некачественную, а тем более не нужную продукцию, а раньше многие предприятия  выпускали не то, что было нужно потребителю, а то, что требовал план. При этом каждый руководитель советского предприятия  хорошо знал, что главное — не выпустить продукцию, а правильно отчитаться.  Ибо в СССР любой руководитель — это был винтик большой машины, и его работа оценивалась, как он выполняет поставленные планы.

Все по плану

В СССР была такая реплика: «Почему в СССР нет безработицы? — Потому что в СССР есть Госплан и Госснаб». Действительно, в СССР производство любой вещи на всех предприятиях страны планировали. При этом эти планы проходили очень длительный бюрократический путь: в начале заявки на нужное сырье и материалы предприятия  направляли в Главки, потом эти данные обобщались и направлялись в республиканские министерства, дальше в союзные министерства в Москву. После этого через систему Госплана и Госснаба доводились планы до каждого предприятия по такой же длинной цепочке.

Как результат — было много ошибок и путаницы. Очень часто предприятия давали плановые задания, которые они не могли выполнить по технологическим особенностям производства или им поставляли ненужное сырье и материалы. Планы постоянно корректировались и изменились. В конце отчетного периода план имел мало общего с первоначальным вариантом. Эту особенность хорошо знали руководители предприятий, и поэтому постоянно старались занизить свои планы, чтобы их можно было выполнить без проблем, за что получить премии и повышение по службе. При этом никого и никогда не интересовало, действительно ли предприятие выпустило столько продукции, и какого она качества.

Они делают вид,  что работают, а мы делаем вид, что им платим

В условиях СССР  действовало некое негласное соглашение: «Они делают вид, что работают, а мы делаем вид, что им платим». Безработицы действительно не было, и заработную плату получили все исправно ежемесячно и строго согласно штанному расписанию.

Но при этом обменять эти деньги на товары было сложно. Каждый хотел получать заработную плату, но не хотел (или не мог) работать нормально, в результате и получалось, что все мечтали, что кто-то за их будет выпускать продукцию, которую они обменяю на деньги, которые им просто дали за то, что они ходят на работу. Вот эта модель работы не на результат, а только для, того, чтобы ходить на работу и погубила экономику СССР и саму страну.

Крах был неизбежен

Поэтому, когда в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии аннулировали союзный договор и тем самым положили крах СССР, это уже был  завершающий аккорд, который, как говорится, подвел черту под  коммунистическим экспериментом, который назывался СССР.

В 1922 году, когда подписывали союзный договор, коммунисты (а тогда их называли большевики) решили поиграть в «добрячков» и вписали в текст договора слова, что этот договор может быть расторгнут, если на это будет воля и желание стран, подписавших договор о создания СССР. Эту норму в те далекие времена большевики прописали исключительно для шутки, потому, что они не представляли что такое вообще возможно (пусть даже в далеком будущем). Ибо Красная армия стояла во всех «независимых» советских республиках, все руководство этих «независимых» республик назначалось из Москвы, и любые попытки проявления реальной независимости преследовались и подавлялись очень жестко.

Но прошло время, и эта популистская цитата в союзном договоре дала возможность лидерам России, Украины и Белоруссии при соблюдении всех юридических формальностей расторгнуть этот договор. И теперь СССР — уже история. И это очень радует.