- Как вы оцениваете динамику роста, которую показал украинский рынок поискового продвижения в 2012 году? Какие основные тенденции развития можете выделить?
- Как изменились бюджеты, затрачиваемые на SEO? А как изменились доходы вашего агентства?
- Появились ли на этом рынке новые игроки?
- Что будет задавать темп развитию рынка SEO в 2013 году? Какие тренды заметны уже сегодня?
Наиболее заметной тенденцией стал рост требований поисковых систем к сайтам. На данный момент успех и заветный топ могут получить только удобные, быстрые и грамотно оптимизированные сайты. Серьезно освежил умы клиентов и оптимизаторов апрельский «Пингвин» от Google. Данный алгоритм заставил многих в корне пересмотреть подход к продвижению.
Бюджеты выросли, и будут расти. Прежде всего, это связано с тем, что теперь нужны более качественные тексты и хорошие ссылки — продвижение в целом требует большего профессионализма и опыта. Доходы нашего отдела, а именно «коммерческих проектов» выросли за год в два раза. Прогнозируем активный рост и в следующем году.
На рынке появились новые игроки, но многие из них пока нарабатывают опыт. Полноценными игроками большинство из них назвать трудно. Тем не менее, некоторые компании применяют интересный подход. Это стимулирует лидеров рынка на постоянное совершенствование и поиск новых способов влияния на алгоритмы поиска. В SEO почти невозможно работать по «накатанной схеме», каждый день нужно становится лучше.
Уже заметны некоторые тренды, которые будут влиять на рынок в 2013 году. Сегодня все больше клиентов требуют комплексного продвижения. Им нужна не SEO-компания, а именно партнеры, которые решают все задачи по привлечению покупателей из сети.
Активно подключаются к Интернету новые пользователи, и естественный рост аудитории будет продолжаться, что не может не отразиться на развитии рынка SEO. Будут расти требования к качеству сайта, подход к каждому проекту станет еще более индивидуальным. Увидеть и вникнуть в бизнес клиента, чтобы помочь ему заработать больше — это я бы и отметил трендом на 2013 год для Promodo.
Ольга Речкина, генеральный директор «Ашманов и Партнеры Украина»Следующая тенденция — это внутренняя оптимизация сайта. Поисковый робот не может оценить творческую составляющую дизайна ваших страниц, но он обязательно оценивает уникальность его содержания. Чем больше у вас страниц, чем понятнее уникальный текст на них, тем проще вам увеличить конверсию посетителей в лояльных клиентов. Роль PR-специалистов и копирайтеров в SEO увеличилась.
Бюджеты клиентов выросли за счет комплексных проектов. Кроме SEO они заказывают у нас увеличение конверсии, управление репутацией, юзабилити и SMM. Большие бренды стали уделять больше внимания повышению лояльности клиентов, а вместе с тем растут их расходы.
Лидеры остались неизменными, а их действия оставляют свой след на рынке. Появилось еще больше фрилансеров, спамеров и специальных отделов по оптимизации в рамках уже существующих оффлайн-рекламных компаний. Их точное количество подсчитать сложно равно, как и оценить их оборот. Во-первых, они редко заявляют о себе, как о полноценных игроках рынка. Во-вторых, их количество постоянно меняется — на смену старым фрилансерам и спамерам приходят новые, и этот процесс перманентный.
В 2013 году сохранятся тенденции 2012-го — ручное продвижение сайта и создание уникального содержания на нем. Уже в этом году стало понятно, что ваш клиент обретает лицо и превращается из бездушной цифры конверсии в живого человека, за которым придется побегать с инструментами ремаркетинга. То есть, сделать акцент на direct-маркетинге, продажах в два шага и email-маркетинге.
Дополнительно к этому — идеальный сайт является эффективным на всех типах устройств. Сегмент мобильного Интернета продолжает расти, а это означает, что сайт без удобной и применимой мобильной версии снизит свою конверсию.
Олег Саламаха, SEO-аналитик компании NetpeakОбщая тенденция интернет-маркетинга 2012 года в Украине — это постепенная смена идеологии от обычного продвижения сайта к развитию успешного бизнеса с помощью Интернета. Новый подход требует:
развития и разделения специалистов по каждому из направлений, необходимых для успешного комплексного продвижения;
изменения подхода к методам работы и целям продвижения: от покупки ссылок для получения позиций до работы с аудиторией сайта для увеличения прибыли бизнеса.
Рост рынка сдерживает то, что предприниматели все еще оценивают агентства по продвижению в Интернете как подрядчиков, а не партнеров. Пока такая тенденция сохраняется, бизнес не сможет использовать все возможности интернет-рекламы.
Главным фактором, повлиявшим на изменение бюджетов по SEO-тратам, остается введение новых алгоритмов Google. Последний приостановил неистовую гонку бюджетов на наращивание ссылочной массы и значительно увеличил срок работы по SEO-услугам. С обвалом позиций пришло понимание «не SEO единым», и агентства интернет-маркетинга были вынуждены диверсифицировать расходы на продвижение бизнеса своих клиентов. Таким образом, доля SEO среди остальных инструментов интернет-маркетинга уменьшилась.
Различные инструменты приходят к гармоничному сочетанию своих функций для достижения главной задачи — прибыли клиента. Тот, кто этого не осознал, не сможет конкурировать с новым уровнем услуг интернет-маркетологов. С другой стороны, за счет развития рынка и увеличения количества клиентов, вовлеченных в интернет-маркетинг, общий бюджет SEO не уменьшился, а скорее даже увеличился.
В 2012 году новых игроков либо не было, либо они не были заметны. Если и они и появились, то за счет того, что три параллельных мира — SEO-агентства, медийные агентства и digital-агентства — начали переход в одно измерение. Для нас новые игроки — это игроки из этих «параллельных миров». Что касается менее крупных агентств, нацеленных исключительно на достижение позиций в топе наращиванием ссылочной массы, то каждый год видны новые имена. Это происходит за счет отмирания аналогичных «агентств» прошлых лет. Работать на топ все более рискованно на «долгих дистанциях» жизни агентства.
Основной тренд, который усилился в 2012 году, а в 2013 будет еще больше развиваться — это переход к пониманию и реализации целей клиента. Мы стараемся изменить мотивацию сотрудников так, чтобы они чувствовали влияние своей работы на увеличение доходности клиентов. Во «внешнем мире» мы хотим изменить понимание услуги интернет-маркетинга в сторону полноценного равноправного партнерства в связке «клиент — агентство».