В плане внешней политики Украина встречает 2013 год на распутье. О необходимости выбора между восточным и западным векторами интеграции говорят уже давно, но президент Виктор Янукович долгое время пытался добиться одновременного сближения с Евросоюзом и Таможенным союзом (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Усилия оказались тщетными — Москва отвергла все предложения Киева о сотрудничестве в формате «3+1», объяснив, что единственным приемлемым вариантом является членство Украины в ТС, которое автоматически делает невозможным подписание Киевом соглашения об ассоциации (СА) с ЕС. До недавнего времени администрация президента надеялась продолжать политику многовекторности, но отмененный в последний момент визит Виктора Януковича в Москву 18 декабря показал, что эти ожидания напрасны.В течение 2012 года страна делала шаги то в одну, то в другую сторону, каждый раз вновь возвращаясь на исходную позицию.

В течение 2012 года страна делала шаги то в одну, то в другую сторону, каждый раз вновь возвращаясь на исходную позицию. Мы не без проблем завершили парафирование соглашения об ассоциации (первый этап состоялся в марте, второй — в июле), но не выполнили ни одного условия его подписания. С другой стороны, президент пообещал Москве начать постепенное внедрение норм ТС, но никаких практических шагов к этому не сделал.

2013 год может стать переломным в этом процессе. У нового главы МИДа Леонида Кожары есть шанс на успех — просто потому, что так сложилась ситуация. Европейские чиновники впервые назвали возможную дату подписания СА с Украиной.

«Верю, что это может произойти на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года»,— сказал комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле.

О готовности оперативно подписать СА заявил и Виктор Янукович, пообещав европейским партнерам провести все реформы, которые предусматриваются текстом соглашения: «Украина рассматривает это соглашение как комплексную программу внутренних преобразований во всех сферах: политической, экономической и социальной жизни государства, а также как эффективный инструмент усовершенствования национального законодательства».

В предстоящем году господин Янукович, очевидно, не один десяток раз заявит о готовности Киева не только подписать, но и выполнить СА, ведь именно этих слов ждут от него европейские партнеры. Однако западные дипломаты в беседе с источником нередко признавались, что не уверены в такой готовности Киева и, что еще важнее,— не чувствуют понимания украинской властью того, что СА должно изменить экономическую, судебную, налоговую и правоохранительную системы. Впрочем, результаты этих преобразований, даже если они начнутся, не будут ощутимы в будущем году — речь идет об изменениях в долгосрочной перспективе.

Между тем 2013 год способен продемонстрировать, что не только экономическое развитие зависит от выбора вектора интеграции, но и наоборот — этот выбор зависит от происходящего в экономике. В условиях серьезного бюджетного дефицита, продолжающегося мирового кризиса и пика выплат внешней задолженности правительству нужны внешние источники финансирования. Здесь у Киева, опять же, есть два пути — западный (открытие новой кредитной линии МВФ) и восточный (кредит Евразийского банка и снижение стоимости российского газа). Второй вариант более скор в реализации и более эффективен в краткосрочном периоде, хотя его стратегическая, долгосрочная польза для государства не столь очевидна.   

«Обратная зависимость» существует в политике, где определяющим событием станет решение Европейского суда по правам человека в отношении Юлии Тимошенко. Суд скорее всего удовлетворит ее жалобу и признает процесс по делу экс-премьера нечестным. Если Киев откажется выполнить решение суда, он де-факто закроет себе пусть в ЕС, оставив лишь один возможный вектор экономический интеграции — сближение с Таможенным союзом.