«В долгосрочной перспективе вступление в ТС может ухудшить перспективы украинской экономики — Украина и члены ТС находятся практически на одном уровне технологического развития, и поэтому синергетические эффекты от взаимных инвестиций и торговли очень ограничены», — считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ильдар Газизуллин.
Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает, что членство в ТС может принести определенную выгоду ограниченному кругу экспортеров, которые сегодня сталкиваются с исключениями из режима свободной торговли с этими странами.
«Теоретически также можно предположить отмену экспортных пошлин на энергоносители, поставляемые Россией Украине. Но конечный эффект от такой меры зависит от того, какую политику ценообразования на рынках энергоресурсов будет проводить Россия. Поэтому выигрыш может быть весьма ограниченным во времени», — отметил эксперт.
В то же время, директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин сказал, что стратегической задачей российской экономики является устранение конкуренции со стороны постсоветских стран, имеющих схожую линейку продукции.
«Это означает, что Москва будет предпринимать все усилия для того, чтобы выдавливать конкурентных производителей с рынка, как это происходит на рынке авиастроения, судостроения и агрокомплекса и стимулировать переход экономики стран-партнеров в сырьевой сегмент, усиливая их зависимость от российского спроса», — пояснил он.
При этом он добавил, что ТС является составной частью евразийского интеграционного проекта, который предусматривает еще более глубокую дальнейшую интеграцию, как экономическую, так и политическую.
Москва будет предпринимать все усилия для того, чтобы выдавливать конкурентных производителей с рынка.
Как сообщалось, президент Украины 18 декабря планировал посетить Российскую Федерацию, чтобы обсудить с президентом России вопросы выработки взаимоприемлемого механизма взаимодействия Украины с ТС, но визит был перенесен.
Директор Института экономических исследований и политических консультаций также отметил имеющийся потенциал влияния интеграции с ТС на ценовую динамику на внутреннем рынке Украины.
«Ряд импортных пошлин ТС сегодня выше, чем аналогичные украинские импортные пошлины. Их повышение до уровня пошлин ТС означает неминуемый рост цен для украинских потребителей соответствующих товаров», — пояснил он.
По его оценке, присоединение страны к ТС практически не изменит статус украинских производителей на рынках стран ТС и статус производителей стран ТС на рынках Украины: Украина уже достаточно уверенно присутствует на рынках стран ТС благодаря установленному режиму свободной торговли.
Газизуллин сообщил, что в настоящее время ограничения касаются, так или иначе, лишь до 10% общего объема украинско-российской торговли.
Кроме того, старший аналитик МЦПИ отметил, что подчиненность украинской политики наднациональным органам управления ТС и консервация постсоветских институтов управления экономикой не соответствует евроинтеграционным принципам, закрепленным в украинском законодательстве.
На сегодняшний день интеграция в ТС очевидно нанесет серьезный ущерб экономике и суверенитету Украины.Баронин считает, что при наличии политической воли никаких препятствий для оперативного изменения законодательства в пользу интеграции в ТС не будет. «Однако ни политической, ни тем более экономической целесообразности в подобных изменениях я не вижу. На сегодняшний день интеграция в ТС очевидно нанесет серьезный ущерб экономике и суверенитету Украины», — добавил он.
При этом, по мнению директора Da Vinci, опыт переговорного процесса по зоне свободной торговли между Москвой и Астаной свидетельствует об определенной дискриминации казахстанского бизнеса: выгоду от интеграции получит в лучшем случае ограниченная часть бизнеса, замкнутого на руководство страны.
«Не думаю, что в ситуации с Украиной, где существует большая зависимость от поставок энергоносителей, политика Кремля будет более лояльной. Убежден, что в случае вступления в ТС Украина потеряет долю европейского рынка, которую будет невозможно компенсировать в условиях обострившейся посткризисной конкуренции на мировом рынке», — допускает аналитик.
В этой связи он подчеркнул, что евразийское экономическое сообщество и пространство Европейского Союза технически не совместимы: глубокая интеграция в оба экономических альянса невозможна.
Бураковский также считает, что отказ от зоны свободной торговли с ЕС означает отказ от укрепления и расширения позиций украинских производителей на колоссальном европейском рынке, где товары из Украины пока недостаточно представлены, в том числе из-за пошлин ЕС.
«Участие Украины в ТС несовместимо с созданием зоны свободной торговли ЕС, поскольку по определению любой ТС — это общий таможенный тариф по отношению к третьим странам. Понятно, что оно также не совместимо и с членством Украины в ЕС, ибо ЕС и ТС — это два разных торговых режима, которые Украина, да и любая страна, просто не может реализовать одновременно», — пояснил он.
Рассуждения о вероятности скорого создания зоны свободной торговли или подписания другого соглашения относительно адаптация норм и правил между ТС и ЕС носят утопический характер, добавил эксперт.
Участие Украины в ТС несовместимо с созданием зоны свободной торговли ЕС.
Относительно правил Всемирной торговой организации, членом которой является Украина, эксперт отметил, что они не содержат каких-либо запретов на участие страны-члена в интеграционных объединениях, но предусматривают соблюдение определенных условий.
Среди них, Бураковский назвал обязательство максимально избегать оказания неблагоприятного воздействия на торговлю других членов ВТО, а также проведение переговоров с заинтересованными странами относительно компенсации потерь, связанных с повышением пошлин, в случае повышения связанной ставки пошлины в результате создания таможенного или иного союза.
В свою очередь, Баронин отметил, что со вступлением России в ВТО для стран ТС произошло некоторое снижение тарифной защиты.
«Сегодня в целом правила ТС не выходят за рамки правил ВТО. Следует отметить, что ТС в рамках ЕС также действует в рамках ВТО. Поэтому сама по себе интеграция в ТС не противоречит нормам ВТО», — пояснил он.
По мнению Газизуллина, членство Украины в ВТО позволяет стране защищать собственные интересы от возможных политически мотивированных попыток ограничить доступ Украины на рынки стран-членов ТС.
Резюмируя, Бураковский подчеркнул, что никто из вменяемых политиков и экспертов ни в Украине, ни ЕС, ни в России не ставит вопрос о разрыве связей с ТС. В то же время, по его словам, наблюдается давление на Украину с целью подтолкнуть к интеграции в ТС.
«Мы наблюдаем своего рода »принуждение« Украины к интеграции… Формулировку »либо ТС либо ничего« я воспринимаю как шантаж Украины», — подчеркнул он.
По оценке директора Da Vinci, оптимальным решением может стать, например, формирование зоны свободной торговли с ТС: это позволит стимулировать рост товарооборота между странами, но при фактическом отсутствии политических рисков и рисков для национальной экономики. Баронин считает, что Украине не стоит следовать ультимативным решениям: или ТС, или ЕС.
«Риски такого решения слишком высоки. Поэтому, полагаю, что Киеву следует двигаться в направлении создания зон свободной торговли с максимальным количеством участников и максимальным географическим охватом рынков, включая азиатское, африканское и южно-американское направления», — подытожил он.
Напомним, рабочий визит Президента Украины Виктора Януковича в Москву перенесен. Напомним, темами встречи Президентов Украины и России были определены актуальные вопросы украинско-российского сотрудничества, прежде всего в энергетической и торгово-экономической сферах.
Источники отмечают, что Киев и Москва так и не смогли достигнуть согласия по поводу условий присоединения Украины к отдельным положениям устава Таможенного союза, поэтому встреча глав двух государств была перенесена.