По мнению экспертов, скандал со срывом подписания соглашения о строительстве LNG-терминала в очередной раз продемонстрировал, что путь к энергетической независимости простым не будет.
Напомним, что, по словам главы Госинвестиций Владислава Каськива, испанская компания Gas Natural Fenosa была осведомлена о подписании соглашения, а ее подразделение Socoin готовило ТЭО проекта LNG-терминала. Однако через несколько часов после подписания договоров компания Gas Natural SDG опровергла свое участие в проекте, заявляя, что подписант соглашения с испанской стороны — Джорди Бонвеи — не является представителем компании. «Зная все это и учитывая, что Fenosa в своих заявлениях в открытую стала отрицать очевидные вещи, вполне можно поверить в информацию Госагентсва по инвестициям о том, что представители компании были готовы подписать соглашение о строительстве LNG-терминала и даже сами назначили дату подписания», — делает вывод директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Как сообщалось, 26 ноября, Украина подписала с компаниями Excelerate Energy LLC (США) и Gas Natural SDG, SA (Испания) соглашение о сотрудничестве по реализации национального проекта «LNG терминал». Однако затем испанская компания заявила, что не имеет к подписанному документу никакого отношения.
Ранее Дмитрий Марунич заявлял, что именно российский «Газпром» заинтересован в затягивании реализации проекта строительства LNG-терминала в Украине, поскольку попадание сжиженного газа на территорию Украины, крайне нежелательно российской монополии, так как в будущем способно принципиально изменить весь расклад сил на энергорынках региона.
Кроме того, в Украине официальные лица неоднократно заявляли, что Газпром препятствует проводимой Киевом политике диверсификации поставок энергоносителей в страну. Так, в мае
этого года заместитель председателя «Нафтогаза» Вадим Чупрун заявил, что «Газпром» препятствует принятию словацкой транспортной компании Eustream решения о реверсе газа, который должен был обеспечить поставку в Украину покупаемого у немецкой компании RWE газа. В украинском Минэнергоугля тогда рассказали, что после достижения Украиной договоренности о поставках немецкого газа словацкая сторона получила от российской монополии предупреждение о возможном сокращении объемов транзита через ее территорию. Ситуацию удалось исправить лишь после вмешательства еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, который в сентябре заявил, что Украина сможет начать реверсивные поставки газа из Словакии. Впрочем, словацкая сторона продолжала затягивать вопрос поставок и Украине и пришлось договариваться в конце концов с Польшей и Венгрией, на которые у России традиционно не столь сильное влияние.