«Первый выпуск был очень успешным. Мы прогнозируем, что так будет и в дальнейшем. Первый выпуск очень быстро разошелся среди населения, надеемся, что второй разойдется еще быстрее», — отметил Александр Нестеренко, заместитель департамента розничного бизнеса Ощадбанка. Многие присутствовавшие также акцентировали внимание на том, что успешность казначейских обязательств серии «А» позволяет делать смелые прогнозы в отношении второго выпуска ценных бумаг. «Что касается привлекательности данного финансового инструмента, то результат размещения первого выпуска говорит сам за себя. Правительство дало населению новый и надежный инструмент. И привлекательность этого инструмента, в первую очередь, в невысокой ставке и гарантии государства. Я думаю, что проект казначейских обязательств серии »Б« будет также успешен, как первый», — отметил управляющий партнер Pro Capital Group Дмитрий Олейник.
В то же время некоторые участники дискуссии признались, что не ожидали такой популярности казначейских обязательств у населения.
«Я не ожидал, что после кризиса люди начнут охотно вкладывать деньги в ценные бумаги на два года с очень высоким номиналом. Особенно после неуспешного выпуска в 2009 году. Меня очень поразило, что в первые две недели продаж первой серии было размещено 86 млн долларов, если я не ошибаюсь», — сказал аналитик Группы компаний «Инвестиционный капитал Украина» Тарас Котович.
Одной из причин популярности данного вида вложений участники круглого стола считают его инновационность применительно к отечественному рынку. Не считая долларовых депозитов, это единственный методов валютных инвестиций, доступный населению. «Выпускать ценные бумаги — это инициатива Нацбанка, но реализация выпуска осуществлена правительством, Минфином. Сейчас выбор инвестиционных инструментов ограничен, за рубежом — это широкая палитра инструментов. В Украине инвестор ограничен банковскими депозитами в гривне и в иностранной валюте. Мы считаем, что это первый шаг на пути наполнения рынка новыми инвестиционными инструментами», — подчеркнул директор департамента по управлению валютным резервом и осуществлением операций на открытом рынке НБУ Александр Дубихвист.
Эксперты акцентировали внимание на том, что увеличение числа владельцев государственных ценных бумаг автоматически приведет к росту желающих воспользоваться данным инвестиционным инструментом. «На сегодняшний день внутренние заимствования — это очень перспективно. Чем больше людей будут практически пробовать этот инструмент, тем лучше будут понимать, что он очень надежный и приносит стабильный, гарантированный доход», — подчеркнул доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, директор Института кредитных отношении КНЭУ Игорь Ивасив.
Немаловажную роль в повышении популярности казначейских обязательств играет разъяснительная работа, которая проводится как на уровне государства, так и на уровне конкретных розничных отделений Ощадбанка.
«5 сентября 2012 года мы выпустили первую партии казначейских обязательств. Первая серия была размещена среди физических лиц. Средства от размещения пошли в государственное казначейство. Инструмент доступный, необходимо привлекать просветительско-разъяснительную службу. В каждом отделении Ощадбанка, если спросят о казначейских обязательствах, человеку расскажут и пояснят все доступно. Надо создать целую сеть дистрибуции государственных бумаг по Украине с комфортным и понятным сервисом», — считает директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
Однако часть экспертов выразили мнение о недостаточной информированности ряда слоев населения о выгодах государственных ценных бумаг. Так, доцент кафедры финансов КНТЭУ Галина Кучер отметила необходимость более активной просветительской работы в молодежной среде. «Перспектива серии »А« была прогнозированной. Я хочу показать студентам этот документ, им будет интересно. Думаю, что необходимо провести рекламную кампанию через сеть Интернет, потому что не все знают об этом инструменте, а необходимо, чтобы большая часть населения была проинформирована», — сказала эксперт.