Отвечает советник практики разрешения споров МЮФ Integrites Анна Тищенко:
«Право и обязанность банка запрашивать у клиента информацию, в том числе о его финансовом положении, возникает вследствие требований законодательства о проведении идентификации/усиленной идентификации клиента. А также о проведении банками финансового мониторинга/усиленного финансового мониторинга с целью предотвращения использования банков с целью легализации доходов, полученных преступным путем (при установлении деловых отношений, перед открытием счета, при проведении финансовой операции с наличностью, в том числе с валютой, без открытия счета на сумму 150 тыс. грн. и выше, периодически в установленные законодательством сроки, в некоторых других случаях).
Согласно ч. 6 ст. 64 закона Украины «О банках и банковской деятельности» клиент должен предоставлять предусмотренные законодательством сведения, которые требует банк с целью исполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. При непредставлении этих сведений счет не открывается, а при наличии открытых ранее счетов — банк отказывает в их обслуживании.
Определение перечня информации, которая может быть затребована банком в рамках указанных процедур, содержится в положении «Об осуществлении банками финансового мониторинга», утвержденном постановлением НБУ от 14 мая 2003 года N 189. Согласно п. 5.16. данного положения банк во время реализации Программы идентификации и изучения клиентов банка обязан сформировать и вести электронные анкеты клиентов согласно форм, приведенных в приложениях 1-6. Все указанные приложения содержат пункт о счетах, открытых в других банках и о финансовом состоянии. При этом под финансовым состоянием понимается совокупность показателей, отображающих наличие, размещение и/или использование активов клиента, его реальные и потенциальные финансовые возможности.
Но можно ли относить положения постановления НБУ к законодательству? Исходя из позиции Конституционного Суда Украины, определенной в решении № 12-рп/98 от 09.07.1998, нельзя. Таким образом, в законодательстве перечень информации, которую клиент обязан предоставить банку, не установлен.
В то же время такой перечень установлен в подзаконном нормативно-правовом акте — вышеуказанном положении. Является ли оно в таком случае обязательным для клиента банка? Да, является, поскольку в соответствии со ст. 56 закона Украины «О Национальном банке Украины» нормативно-правовые акты НБУ являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для физических лиц.
Таким образом, непредставление для идентификации указанной информации может повлечь за собой отказ в открытии или отказ в обслуживании открытого ранее счета. В то же время этот вопрос является дискуссионным среди юристов, некоторые из них придерживаются такого мнения, что такое требование нарушает ст.32 Конституции Украины.
Кроме того, обращаю внимание на то, что согласно ст. 55 закона Украины «О банках и банковской деятельности» отношения банка с клиентом регулируются также и договорами, заключенными между ними. В случае, когда в договоре закреплена обязанность клиента предоставлять банку информацию о его имуществе, и счетах в других банках, он в любом случае обязан это сделать в соответствии с условиями договора.
Также в рамках обсуждаемого вопроса необходимо отметить, что в письме от 22.08.2011 №48-103/1688-10110 НБУ разъяснил, что банк обязан идентифицировать и изучать финансовую деятельность только тех клиентов, которые устанавливают деловые отношения с банком на основании договора, предметом которого являются действия с активами.»
Рубрику ведет Елена Куцая