«Я рекомендую все-таки ориентироваться на заявление премьер-министра. Если он говорит о том, что готовится выпуск НДС-облигаций, то проблема есть, и бизнесу какую-то часть НДС не возвращают»,— ответил вице-премьер Сергей Тигипко. Эмиссию бумаг он считает недостаточной мерой: «Мы должны будем либо увеличить дефицит бюджета в этом году, либо осложнить ситуацию с бюджетом в следующем».

Глава представительства «АрселорМиттал Кривой Рог» (в 2010 году — крупнейший получатель НДС-облигаций) в Киеве Владимир Ткаченко отмечает «Ъ», что предприятие заинтересовано в получении живых денег, тем не менее облигации — «это лучше, чем ничего». «В прошлый раз выпуск облигаций согласовывался с МВФ, поэтому хотелось бы, чтобы и сейчас фонд знал об этом»,— говорит он. Председатель совета учредителей Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования Леонид Янов считает, что облигации внутреннего госзайма можно использовать в качестве залога, но у предприятий из оборотных средств деньги изымаются почти бесплатно, и бизнес будет вынужден брать кредиты.

Президент Академии финансового управления при Минфине Татьяна Ефименко соглашается с тем, что выпуск облигаций помог бы решить проблему формирования доходной части бюджета. В этом году план возмещения НДС составляет 47,9 млрд грн, в 2013 году — 59 млрд грн. Однако не все соглашаются с перспективой получения ценных бумаг вместо денег. По словам президента корпорации «Бисквит-шоколад» Аллы Коваленко, получение облигаций невыгодно. «Есть возможность продать бумаги, но с большим дисконтом, который в прошлый раз достигал до 40%, либо взять кредит, но ставки часто меняются. Наши облигации сейчас в залоге у банка»,— говорит она. Генеральный директор «Черноморполиграфметалла» Юрий Шендеровский отмечает, что на его предприятии проблему долгов по возмещению решают путем взаимозачетов — задолженность учитывается в счет текущих платежей по НДС. Поэтому, чтобы окончательно решить данный вопрос, он предлагает заменить НДС налогом с оборота. «В прошлый раз мы не брали облигации и сейчас не будем, потому что невыгодно»,— резюмирует господин Шендеровский.