АПК проходит период индустриализации, происходит укрупнение управления активами, наращивание инфраструктуры. В ходе реформ происходит высвобождение экономически активного населения с одновременным изменением структуры и качества потребностей работодателей в человеческих ресурсах. Изменяются профили должностей и функциональное наполнение, требования к соискателям на вакантные должности.
На рынке труда в АПК наблюдается системный дисбаланс, сопровождаемый дефицитом специалистов требуемой квалификации, и, в то же время, наличием большого количества соискателей, имеющих квалификацию невостребованную работодателем. Аграрный сектор сократил количество рабочих мест с 2,8 до 0,6 млн или в 3,5 раза за последнее десятилетие с 2000 по 2011, согласно официальной статистике.
Основной вывод, к которому пришли эксперты: выполнение основной задачи национального уровня — увеличение производства и экспорта товарной массы с/х продукции, в частности зерновых, на 15-20 % от уровня 2011-2012 года невозможно без обеспечения АПК Украины квалифицированными кадрами.
Были определены ключевые проблемы ринка труда в АПК:
- Отсутствие доступной и единообразной для всех участников рынка прогнозной информации о востребованных в АПК рабочих местах и уровне квалификационных требований к ним.
- Несоответствие государственной программы подготовки профессионально-технических кадров реальному уровню технологий современного сельского хозяйства.
- Отсутствие инфраструктуры и социального пакета отсекает от модели «живу и работаю в селе» наиболее активную и обучаемую часть молодежи, даже при условии получения хорошей денежной мотивации.
Таким образом, рынок остро нуждается в квалификационных стандартах максимально близких к потребностям работодателей, современных описаниях должностей, с единообразным функциональным наполнением, структурированных данных о текущем спросе на специалистов, Прогнозах о создании рабочих мест.
Наличие Прогноза и его коммуникация к экономически активному населению, в виде профориентации, является ключевым системным элементом регулирования рынка труда. В то же время он будет оказывать влияние на бизнес, который стремится получить необходимое количество кандидатов, соответствующей квалификации и активно предъявлять свою корпоративную социальную ответственность. Государственные же институты, смогут проводить изменения в программах подготовки и переподготовки, регулировать объемы обучения специалистов, совершенствовать профессиональные стандарты, основываясь на реальных данных.