По бросовым ценам принято выставлять товары лишь для первой десятки посетителей, поэтому «черная пятница» нередко оправдывает свое мрачное прозвище.
В этот знаковый для всех шопоголиков и любителей сэкономить день покупателям предлагаются крупные скидки, действующие только один день.
При этом существует правило: по бросовым ценам выставляются товары лишь для первой десятки покупателей, а то и меньше, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давками, драками, а то и стрельбой.
По прогнозам национальной ассоциации ритейлеров, несмотря на шаткую экономическую ситуацию и уровень безработицы около 9%, общий объем продаж в этот день вырастет на 4% к отметке прошлого года и достигнет 586,1 миллиарда долларов.
Стоит указати и на тот факт, что ожидания подогреваются официальной статистикой, оптимистично настроенной на рост потребительских настроений американцев. Численность желающих «шопинговать по-черному» увеличилась до 53% с прошлогодних 44%, полагает консалтинговая компания Accenture.
Интересно, что из-за роста популярности электронной коммерции в последние годы появилось понятие «киберпонедельник» — следующий за «черной пятницей» понедельник, в который фиксируется резкий рост продаж в онлайн-магазинах. В этому году объем онлайн-заказов ожидается на уровне 2 миллиардов долларов против около 700 миллионов долларов в прошлую «пятницу».
Впрочем, далеко не у всех «черная пятница» и «киберпонедельник» вызывают энтузиазм: противники идеологии потребительства призывают американцев, напротив, устроить «День без покупок», разнообразив его кромсанием кредитных карточек, шествием зомби и очередями пустых корзин.
Напомним, что американскую традицию уже переняли и другие страны: 23 ноября посетители Apple Store, а также клиенты онлайн-магазина Apple в ряде государств смогут воспользоваться однодневными спецпредложениями на гаджеты iPad, iPod и компьютеры Mac.
Black Friday - приходится на четвертый четверг ноября. Обычай устраивать в этот день распродажи появился в США еще в XIX веке, а такое название у праздника распродаж появилось в 1960-е годы благодаря водителям, окрестившим так этот день из-за огромных пробок на улицах. Традиция, возникшая некогда в Штатах, успешно распространилась и на остальные страны: теперь скидки в этот день предлагают магазины в ряде других государств.