Вечером во вторник, 20 ноября, министры финансов стран еврозоны и директор Международного валютного фонда Кристин Лагард соберутся в Брюсселе на экстренную встречу, посвященную Греции. Время поджимает.

Афинам срочно требуется очередной транш кредита из второго пакета финансовой помощи. Однако остро необходимые средства — речь идет об общей сумме в 44 миллиарда евро — могут быть перечислены лишь в том случае, если еврозона и МВФ сумеют преодолеть разногласия. Дело в том, что Греция, несмотря на все усилия, начатые реформы и радикальные сокращения расходов, не сумела полностью залатать прорехи в своем госбюджете. «Тройка» международных доноров — Евросоюз, Европейский центробанк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд (МВФ) — предлагает предоставить Афинам отсрочку на два года. Таким образом, оговоренная цель сокращения бюджетного дефицита до трех процентов ВВП должна быть достигнута лишь в 2016 году.Как заполнить очередную брешь? Но время — деньги. Отсрочка на два года обойдется в дополнительные миллиарды, и страны еврозоны теперь спорят с МВФ о том, как заполнить очередную брешь. Европейцы предлагают предоставить Греции новые кредиты на эту сумму и взять на себя соответствующие гарантии.

Ведь кредиты в идеале когда-нибудь вернутся с процентами, а гарантии поначалу вообще ничего не стоят. Это значит, что правительства осударств зоны евро смогут и дальше уверять своих избирателей в том, что спасти Грецию можно без ущерба для отечественных налогоплательщиков.

Но такой вариант не устраивает Международный валютный фонд, поскольку новые кредиты приведут к увеличению общей государственной задолженности Греции, которую вообще-то предполагается сокращать. Согласно договоренностям, размер такой задолженности должен быть уменьшен с сегодняшних 180 процентов суммарного экономического потенциала страны до 120 процентов к 2020 году.Споры с МВФ Директор мюнхенского института IFO Ханс-Вернер Зинн (Hans-Werner Sinn) считает, что расчеты МВФ «построены на песке» и достичь такой цели в 2020 году нереально. «Долги Греции продолжают расти, — указывает эксперт, — а экономика страны переживает спад, поскольку утратила свою конкурентоспособность».

Председатель еврогруппы Жан-Клод Юнкер не видит проблемы в отсрочке до 2022 года. Директор МВФ Кристин Лагард категорически против. «Участники Международного валютного фонда, — поясняет бывший заместитель руководителя Института мировой экономики в Киле, профессор экономики Рольф Лангхаммер (Rolf Langhammer), — не только европейские государства, но и многие страны с переходной экономикой». В этих странах еще хорошо помнят те условия, на которых МВФ готов был помогать им самим. Поэтому, как указывает профессор, бывшие должники Международного валютного фонда не готовы мириться с более либеральными условиями для относительно богатых европейских стран, что, по их мнению, находит отражение в подходе главы МВФ Кристин Лагард к этой проблеме.

Вторая реструктуризация долгов

Директор МВФ старается побудить государства зоны евро списать Афинам часть долгов. В ходе их первой реструктуризации с частью своих средств пришлось распрощаться только частным вкладчикам. Вторая означала бы реальные потери для государств еврозоны. Против такого варианта возражает в первую очередь министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Sch?uble). Законодательство, действующее в странах еврозоны, пояснил Шойбле в интервью телеканалу ARD, запрещает предоставлять должнику новые государственные кредиты и одновременно прощать старые.

Рольф Лангхаммер не считает такой аргумент убедительным. «В свое время в ходе реструктуризации внешней задолженности бедных стран им простили значительную часть долгов и не требовали их вернуть», — напомнил он.

Страх перед избирателем

Упорное сопротивление министра финансов ФРГ объясняется тем, что в случае реструктуризации внешней задолженности Афин станет очевидным, в какую многомиллиардную сумму обходится немецким налогоплательщикам помощь Греции. Поэтому Шойбле предлагает в качестве альтернативы взимать с Греции значительно меньшие проценты с уже предоставленных ей кредитов. О том, что и такой вариант означает потери для стран-доноров, немецкий министр предпочитает по возможности умалчивать. По его словам, это сопряжено не столько с дополнительными расходами, сколько с корректировкой статей доходов.

Вольфганг Шойбле явно не хочет огорчать немецких избирателей. А вот у еврокомиссара Гюнтера Эттингера (G?nther Oettinger) в этом отношении руки развязаны. Он заявил, что считает вторую реструктуризацию греческих долгов практически неизбежной. «Никто не хочет выглядеть перед своими клиентами, будь то члены МВФ или собственные налогоплательщики, готовым на безрассудный риск», — констатирует директор IFO Ханс-Вернер Зинн. Но при этом обе стороны — еврозона и МВФ — игнорируют главную проблему: неконкурентоспособность греческой экономики. «Греции необходимо стать на 30-40 процентов дешевле, чтобы вообще иметь возможность обслуживать свои внешние долги», — считает Зинн. Но поскольку добиться конкурентоспособности путем одной экономии невозможно, выход, по мнению эксперта, один: следует простить Греции долги, после чего та должна распрощаться с еврозоной.