«Нафтогаз Украины» начал закупать природный газ в Германии. По словам Сабине Йешке (Sabine Jeschke), пресс-секретаря энергетического концерна RWE Supply Trading GmbH, c 1 ноября газ поступает на Украину из ФРГ через Польшу. Во вторник, 6 ноября, украинский премьер-министр Николай Азаров подтвердил эту информацию.
Таким образом Украина впервые стала получать природный газ не с Востока, а с Запада. По соглашению, подписанному между RWE и «Нафтогазом» в мае 2012 года, поставки рассчитаны на один год. Рамочный договор предусматривает заключение отдельных контрактов на определенные объемы и условия поставок. Действующий контракт подписан всего на два месяца — до 1 января 2013 года. В течение этого времени общий объем импорта газа не должен превысить 56 миллионов кубометров. Это примерно тысячная доля украинской годовой потребности.
Мало, но существенно
Аналитики убеждены, что из-за небольшого объема закупок контракт носит скорее символический характер. «Главное — это не количество газа, а значение происходящего, — объясняет эксперт Центра »Номос« Михаил Гончар. — Ведь это первый случай реверсных поставок газа из Европейского Союза в страну, которая не является членом ЕС». По словам Гончара, важен сам факт того, что ситуация на газовом рынке меняется. Экс-советник президента Украины по энергетическим вопросам Богдан Соколовский добавляет: «Это должно заставить задуматься »Газпром«. Ничего, что объемы маленькие. Главное, что прокладывается дорога, а у нас есть серьезные аргументы в переговорах с Россией».
Как подчеркнул Михаил Гончар, хотя «Газпром» и понимает, что финансовые возможности «Нафтогаза» не позволят закупать существенные объемы газа в Европе, российский энергетический гигант не мог проигнорировать контракт с RWE. Ведь при необходимости Украина может увеличить импорт газа из Европы до 5 миллиардов кубометров, что, по мнению аналитика, «чувствительная цифра». «Но пока остается нерешенным вопрос, что делать с тем газом, который Украина обязана купить у »Газпрома« по действующему контракту», — добавил Гончар. По соглашениям с Москвой, Киев обязан заплатить примерно за 42 миллиарда кубометров российского газа в год, независимо от того, использовала их страна или нет.
Отработка реверсного пути на случай кризиса
Цену немецкого газа стороны пока не разглашают, но, как заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, газ из Германии «существенно дешевле», чем тот, который страна получает сейчас по контракту с «Газпромом». «В следующем году объем поставок (от RWE. — Ред.) будет увеличен».
По словам директора центра «Номос» Михаила Гончара, на данном этапе важен факт поставки газа с помощью технологии реверса. «Это своеобразная подготовка на случай возникновения кризисной ситуации, связанной с перебоями на традиционном газовом маршруте с Востока на Запад», — напоминает Гончар.
Страны ЕС, продолжил директор «Номоса», взяли на вооружение технологию реверсных поставок еще после газового кризиса 2009 года: «Если гипотетически возникнет очередные перебои, то, например, Словакия может получать газ из Чехии или Австрии. Так же, как это сделано и в случае с Польшей и Германией».
Будут ли новые переговоры с «Газпромом»?
При подготовке украинско-немецкого газового контракта сторонам пришлось искать страну-транзитера. Сначала переговоры шли со Словакией. Но в мае заместитель главы «Нафтогаза» Вадим Чупрун заявил, что принятию решения в данном случае препятствует российский «Газпром». При посредничестве Еврокомиссии удалось убедить Словакию в целесообразности использования технологии реверсной подачи газа, но тут возникли технические препятствия. В итоге сейчас немецкий газ на Украину доставляют через территорию Польши.
Киев уже полтора года безуспешно пытается убедить Москву пересмотреть условия газовых соглашений, подписанных сторонами в 2009 году в Харькове. Именно нежелание России идти навстречу Киеву в данном вопросе, по мнению наблюдателей, и заставило Украину искать альтернативных поставщиков.
Впрочем, на быстрые уступки от российских партнеров рассчитывать не стоит, предупреждает Богдан Соколовский: «Боюсь, что до завершения контрактов, подписанных с »Газпромом«, то есть до конца 2019 года, мы их условия не изменим». Такого же мнения придерживается и Михаил Гончар, который подчеркивает, что российский газовый монополист является неповоротливой структурой, а ключевые решения принимаются не руководством «Газпрома». Но в России, по словам Гончара, уже сформировалось определенное мнение, что такая политика на европейских рынках может завести в тупик.