Председатель ГНСУ Александр Клименко уверен в том, что большинство сделок с ценными бумагами в Украине — не более чем схемы для уклонения от уплаты налогов. И на то есть причины. К примеру, в 2011 году из 2,2 трлн грн годового оборота торговцев ценными бумагами в госбюджет в виде налога на прибыль поступило лишь 152 млн грн. Кстати, оборот десяти украинских бирж за этот период составил 235 млрд грн, то есть большая часть договоров заключалась вне бирж. Из чего логично сделать вывод — основная функция внебиржевого фондового рынка сводится к серым схемам перемещения капитала. По словам налоговиков, под операции с ценными бумагами маскируются обналичка, вывод капиталов за рубеж и оптимизация налогообложения прибыли.
Налоговики предложили свой рецепт борьбы с этим явлением — обложить внеберживые сделки с ценными бумагами акцизом в размере 3%. Так и появилась одна из наиболее одиозных норм в законопроекте №11285 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов», призванный, в частности, увеличить доходы в госбюджет за счет внедрения налога на операции с ценными бумагами. Пояснительную записку к документу писал сам министр финансов Юрий Колобов. По подсчетам фискалов, в случае утверждения налоговых инициатив госбюджет мог бы уже в следующем году получить дополнительно 60 млрд грн. Инициаторы документа надеются на то, что нормы закона послужили бы барьером для дальнейшего вывода капитала из Украины с помощью схем с ценными бумагами (за первое полугодие 2012-го Украину покинуло порядка $3-3,5 млрд).
А вот торговцы ценными бумагами уверены в том, что данная инициатива лишь добьет и без того вялый фондовый рынок.
Помимо того, что законопроект предполагает обложение операций купли/продажи ценных бумаг вне фондовой биржи акцизом в размере 3%, цена самих бумаг также должна быть увеличена на еще один акциз — в размере 0,1%. А каждый внебиржевой контракт по продаже дериватива обойдется в 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. При этом все биржевые сделки с ценными бумагами предложено освободить от взимания акциза. Налог на прибыль по операциям с ЦБ составит 10%.
Среди наиболее оспариваемых новшеств законопроекта также — возможность участников фондового рынка ежегодно учитывать в финансовой отчетности не более 25% убытков прошлых периодов. Однако, отмечают участники фондового рынка, наиболее серьезные потенциальные проблемы таятся не столько в законодательных инициативах налоговой, сколько в практике их реализации. «ГНСУ все чаще пытается учитывать клиентские средства как доход торговца. Это если бы клиент положил деньги на депозит в банк, а налоговая засчитала эти средства как доход финучреждения», — сетует президент ассоциации Фондовое партнерство Ирина Заря. Такой подход, говорят участники рынка, применяется налоговой не впервые. И проблема здесь не столько в качестве законодательных инициатив, сколько в превалировании экономических интересов государства над интересами рынка.
В самой налоговой уверены, что законодательные новации будут способствовать развитию организованного рынка ЦБ, борьбе с налоговыми оптимизаторами, защите экономики от рисков дестабилизации в случае прихода на рынок международных спекулянтов.
«У нас есть субъекты хозяйствования, которые по результатам торговли ценными бумагами в первом полугодии 2012 года получили убыток 1,8 млн грн, при этом выплатили нерезиденту прибыль от торговли ЦБ 638 млн грн. Еще один пример: результат торговли ЦБ составил 0, а выплачено нерезиденту прибыли 280 млн грн», — обосновывает вводимые новации директор департамента налогового контроля ГНСУ Сергей Крухмалев.
Аргументируя необходимость внедрения налогообложения операций с ценными бумагами, член НКЦБФР Алексей Петрашко отмечает, что начиная с 1997 года в Украине резко отличается налоговый и финансовый (бухгалтерский) учет операций с ценными бумагами. Если, к примеру, инвестор на рынке ЦБ действует по схеме: покупает, тут же продает и снова покупает бумаги, то финансовый результат такой деятельности не облагается налогами. По словам чиновника, целый ряд компаний на рынке используют упомянутую особенность налогового учета для минимизации базы налогообложения, из года в год декларируя отрицательный финансовый результат. При этом согласно бухгалтерской отчетности эти компании ведут прибыльную деятельность, о чем свидетельствует, в частности, перманентное реинвестирование полученной прибыли в капитал.
Принятие обсуждаемых новшеств, уверен господин Петрашко, экономическими методами вытолкнет внебиржевые сделки на публичные площадки, в зону госрегулирования.
Оправдывая подобные новшества, директор Департамента НБУ по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке Александр Дубихвост отмечает, что законопроект, по сути, предполагает переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — сближает бухучет с налоговой отчетностью.
«МСФО применяют в 120 странах мира, из них 90 полностью перешли на этот учет, 30 — частично. С Нового года на МСФО переходит весь финансовый сектор Украины и все акционерные общества. Поэтому логично на этом фоне выглядит внедрение МСФО по операциям с ценными бумагами», — говорит чиновник.
По словам исполнительного директора НАБУ, главы правления Укргазбанка Сергея Мамедова, сближение стандартов финансового и налогового учета, в частности, лишит банки возможности «накачивать» капитал с помощью схем с ценными бумагами.
Соглашаются с ней практически все участники рынка. По словам управляющего директора ИК Драгон Капитал Дмитрия Тарабакина, налог Тобина действует сейчас в тридцати странах мира с развитым фондовым рынком. Однако в Украине такого рынка нет.
«Ряд стран, попробовав налог, решили отказаться от него. Речь идет о Великобритании, Швеции, Индии. Если уж вводить налог на операции с ценными бумагами, то от него должны быть освобождены инвестиционно привлекательные предприятия, которых в Украине буквально сотня (из 15 тыс. ЧАО)», — считает фондовик.
Глава правления Украинской биржи Олег Ткаченко отмечает, что в Украине практически нет внутренних инвесторов, при наличии которых был бы смысл вводить налог Тобина. И вряд ли нововведение будет стимулировать активность потенциальных инвесторов.
«К примеру, к торгам на украинских площадках не допускаются нерезиденты. В листинг бирж не могут включаться ценные бумаги ЧАО, их акции не торгуются на биржах. А это означает, что операции по таким бумагам будут облагаться акцизом», — предупреждает руководитель биржи.
По словам Ирины Зари, объем средств, который получит госбюджет в результате введения акцизного сбора на операции с ценными бумагами, будет в разы скромнее ожиданий налоговой.
«Давайте посчитаем, сколько доходов можно получить за счет налогообложения операций с ЦБ. Из 2,147 трлн грн годового оборота на отечественном фондовом рынке вычтем объем операций по первичному размещению ценных бумаг, сумму операций с государственными ЦБ и депозитными сертификатами, биржевой оборот. Остается около 800 млрд грн. Из них 400 млрд — операции с векселями, 400 млрд — с акциями», — рассуждает госпожа Заря.
По ее мнению, если операции с векселями действительно используются некоторыми участниками рынка с целью налоговой оптимизации, то разумно было бы ввести налог на обращение векселей, но при этом не облагать налогом другие фондовые инструменты.