Проект реформирования мало чем отличается от плановых заданий на 2012 год. В нем все так же идет речь о реформе социальной сферы и пенсионного обеспечения в виде адресности предоставления помощи; создание реестра граждан, имеющих право на льготы; определение даты выхода бюджета Пенсионного фонда на бездефицитность и «даты перерасчета взносов в накопительную систему пенсионного страхования». После принятия в 2011 году так называемой пенсионной реформы Кабмин обещал, что Пенсионный фонд станет бездефицитным уже в 2013 году. Вместо этого превышение расходов над доходами фонда будет даже больше, чем в этом году — более 20 млрд грн.
План действий предусматривает принятие закона об обязательном введении корпоративных пенсионных схем для финансирования выплат рисковым категориям профессий.
«В ближайшие пять лет накопительная система и бездефицитность фонда вряд ли будут актуальны: мешает политическая и демографическая ситуация, а также неустойчивая глобальная экономика,- говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко.- Корпоративные схемы вводить нужно, но все зависит от договоренностей с работодателями. Им будут нужны поблажки».
Ведомствам поручат продолжить проведение дерегуляции, объединение реестров лицензий и разрешительной документации, обеспечить принятие закона о защите прав инвесторов. Обещано сокращение господдержки угледобывающей промышленности, поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования стоимости электроэнергии, потребляемой городским электротранспортом, используемой для освещения населенных пунктов и населением. Весь жилой фонд должен иметь счетчики газа. Вновь обещано строительство автомобильного моста через Днепр в Кременчуге, очередной пересмотр пассажирских и грузовых тарифов на услуги перевозки железнодорожным транспортом. Скоростные поезда «Интерсити» и «Интерсити+» будут курсировать и по новым направлениям.
Реформирование ЖКХ уже не предусматривает таких радикальных мер, как было обещано в текущем году, например повышения стоимости услуг для населения до экономически обоснованного уровня. «Нет механизма контроля над затратами естественных монополий. И пока его не будет, они всегда будут говорить о повышении затрат»,- говорит старший экономист центра «CASE-Украина» Владимир Дубровский. Отсутствуют и новые меры стабилизации финансового сектора, бюджетной системы, нет предложений по либерализации налоговой системы. К марту Нацбанк создаст подразделение по оценке финансовой стабильности, а к декабрю могут быть усовершенствованы нормы налогового учета операций с ценными бумагами и деривативами.
Факт, что реализация реформ в очередной раз отложена на год, позволяет экспертам говорить о провале быстрых системных преобразований. Дубровский отмечает нежелание власти ускорить процесс реформирования, поскольку чиновники лишатся рычагов влияния на бизнес. Аналитик Бюро экономических и социальных исследований Наталья Лещенко сетует, что ни президент, ни правительство досконально не продумали сроки реализации обещанных еще в 2010 году реформ, и приводит пример: «Были проиндексированы пенсии, что хорошо для ликвидации несправедливости в выплатах, но как это согласовывается с намерениями стремиться к бездефицитности Пенсионного фонда?»
Эксперты констатируют, что несколько лет пребывания при власти президента Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова показали, что ни одна из задекларированных реформ не была доведена до конца или проведена системно, кроме осторожных попыток упростить регистрацию предприятий.