Правительство готовит очередную налоговую реформу под избитым лозунгом «улучшим жизнь бизнесу». На прошлой неделе Госкомпредпринимательства сообщило о том, что Кабмин поддержал проект очередной налоговой реформы. Широко разрекламированный законопроект Минсоцполитики оговаривает сокращение количества налогов и упрощение их администрирования. Впрочем, предпринимателям не стоит обольщаться: озвученные предложения в действительности уменьшают налоговую нагрузку на бизнес лишь на бумаге. А якобы готовящиеся послабления — не более чем предвыборный пиар власти.

Пропавшая грамота

За несколько недель до выборов власть развернула масштабную кампанию по окучиванию самой активной части населения — предпринимателей: им в очередной раз обещают дешевые кредиты и снижение налогов. На прошлой неделе Президент поручил НБУ разработать программу кредитования экономики, а ГНС — до 2014 г. написать программу либерализации налоговой политики.

Сами ведомства наперебой спешат выполнять указания сверху: глава Нацбанка Сергей Арбузов сообщил, что готов в автоматическом режиме выдавать рефинансирование банкам, которые будут снижать кредитные ставки, подопечные председателя Государственной налоговой службы Александра Клименко начали собирать предложения бизнесменов по модернизации отечественной налоговой системы.

«Меры по либерализации налоговой системы должны вводиться в первую очередь в соответствии с пожеланиями предпринимателей. Особое внимание мы уделяем мнению малого и среднего бизнеса в регионах. Озвученные идеи найдут отображение в программе либерализации государственной налоговой политики, которая разрабатывается по поручению Президента», — уверяет г-н Клименко.

Но больше всех на этом поприще преуспел социальный вице-премьер Сергей Тигипко, который представил на суд общественности плоды своего законотворчества. Его законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно улучшений условий ведения бизнеса в Украине» предлагает почти втрое сократить количество налогов (с 23 до 9), отменить налоговую накладную и усовершенствовать упрощенную систему налогообложения.

На минувшей неделе глава Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаил Бродский сообщил, что документ уже рассматривали на заседании Кабмина и якобы даже решили передать в парламент. Однако на официальном сайте ВР он так и не появился. Депутат от БЮТ-Б Сергей Терехин, ссылаясь на свои источники, утверждает: правительство отправило законопроект на доработку.

«Была предварительная дискуссия. Сергею Тигипко просто указали на его место: налоги не его дело», — рассказал г-н Терехин. Совершенно иную версию произошедшего озвучил «ДС» сам автор революционного законопроекта. «Документ был одобрен с оговоркой. Я должен согласовать еще два момента с Министерством финансов и Министерством экологии, что уже сделано. В ближайшее время он будет передан в парламент», — уверил «ДС» г-н Тигипко, не став уточнять, сильно ли изменился текст законопроекта после согласования с другими министерствами.

Виртуальное упрощение

Впрочем, даже если документ попадет в парламент и будет принят в том виде, в котором он опубликован на официальном сайте Министерства социальной политики, реальных послаблений бизнесу он не принесет.

Что же предусматривает данный законопроект? Среди главных новаций министерство задекларировало сокращение девяти налогов и обязательных платежей и отмену налоговых накладных, что позволит уменьшить количество налоговых накладных, ежегодно подаваемых предприятиями в органы ГНС, со 115 до 22, а число налоговых платежей со 184 до 48.

Также в законопроекте Минсоцполитики предлагается перевести нынешних плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога в «единщики», для чего будет создана специальная, седьмая группа плательщиков единого налога. При этом условия их работы и ставки налога останутся неизменными.

В документе не обошлось и без дублей, таких, например, как предоставление возможности предприятиям с годовым оборотом до 10 млн грн. подавать налоговую декларацию один раз в год и уплачивать налог на прибыль. Такой порядок в Украине и так заработает с 1 января 2013 г.: законопроект №5083, который содержит эту норму, уже принят парламентом.

При внимательном прочтении законопроекта становится понятно: большинство якобы ликвидируемых налогов попросту объединят с другими, схожими по экономической сути. В прошлое же уйдут и без того мертвые обязательные платежи: их платит незначительное число компаний, а расходы на администрирование таких платежей превышают поступления от них.

«По сути, главный акцент делается на том, что государство уменьшает количество налогов. Но ведь при утверждении Налогового кодекса число обязательных платежей также сократили с 32 до 23. Но вряд ли от этого бизнесу стало легче», — говорит член Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. К тому же возможные бюджетные потери от ликвидации отдельных налогов, скорее всего, будут компенсированы за счет повышения ставок новых универсальных аналогов.

Например, компенсатором ликвидируемой платы за пользование недрами, использование воды и лесных ресурсов станет экологический налог, платы за землю — налог на имущество. Из всех сокращенных налогов разве что туристический сбор трудно будет заменить другим.

Что касается отказа от института налоговых накладных, то разговоры об этом ведутся давно. ГНС предлагала дать возможность самим предприятиям выбирать, выписывать налоговые накладные или нет. Правильность же уплаты НДС и размера налогового кредита фискалы могут отследить по другим документам — товарной накладной или счету-фактуре.

Другое дело, что упомянутые налоговые инициативы вряд ли когда-нибудь дойдут до парламента. В условиях дальнейшего ухудшения экономической ситуации и падения налоговых поступлений власть не может позволить себе такую роскошь, как снижение фискального бремени. Более того, правительство и не думает о реализации подобных планов.

Несколько недель назад Кабмин подал в ВР законопроект, оговаривающий повышение налогов (речь идет о пересмотре табачных акцизов и правил их администрирования, а также введении акциза на торговлю ценными бумагами). Чтобы не нагнетать обстановку перед выборами, власть пока не форсирует утверждение этого документа.

Тем более что еще не решен вопрос, какие из действующих преференций пойдут под нож. Но как только будет сформирован новый состав парламента и встанет вопрос о формировании доходной части бюджета на будущий год, этот законопроект незамедлительно вынесут на рассмотрение сессионного зала. Ведь тогда заигрывать с бизнесом ради хорошего результата на выборах Банковой уже будет не нужно.