Пройти мимо соблазнительных вывесок, призывно обещающих свыше 20% по краткосрочным вкладам, непросто. В такой ситуации сложно заставить себя держать деньги на черный день в кубышке, особенно если это гривны, которые может съесть не только инфляция, но еще и девальвация.

Темпы прироста вкладов (7,7%) сегодня значительно выше, чем кредитов (1,2%). Банковской системе прежде всего нужны деньги населения, которое за последние три года немного нагуляло жирок (неслучайно розничная торговля продолжает расти двухзначными темпами тогда, когда промышленность уже скатилась в рецессию). Депозиты физлиц выросли за девять месяцев этого года на 13,5%. И, судя по статистике НБУ, люди несут деньги в банки как в национальной, так и в иностранной валюте.Часть доходности по гривневым вкладам может съесть девальвация.

При этом все отдают себе отчет, что часть доходности по гривневым вкладам может съесть девальвация. Разница в доходности между вкладами в долларах США и нацвалюте составляет не менее 11 процентных пунктов. Иными словами, вкладчики не проиграют, если в ближайшие месяцы (а наиболее привлекательные вклады сегодня — на три-шесть месяцев) курс гривны не опустится ниже девяти гривен за доллар. Национальный банк полон решимости не допускать быстрой девальвации, и люди, чувствуя это, доверяют свои кровные финучреждениям, помогая тем самым преодолеть денежный голод на финансовом рынке.

С психологией, потребностями и интересами людей как раз всё понятно. В отличие от антициклической политики правительства и центрального банка. На прошлой неделе президент поручил премьер-министру и главе НБУ заняться проработкой политики стимулирования кредитования. (Правда, тут же Виктор Янукович разрешил Николаю Азарову пару недель позаниматься предвыборной агитацией.)

Задача поставлена верная. Кредитование не растет, что тормозит и без того не стимулируемую извне национальную экономику. Конъюнктура на рынках металлов и химии не улучшается, внешнее финансирование почти наглухо закрыто. Ресурс финучреждениям приходится искать на внутреннем рынке. Национальный банк попытался было дать рефинансирование наиболее страждущим, но тут же получил «оборотку» в виде появления этих средств на валютном рынке, где курс моментально просел до 8,30 грн/долл., а дело приняло неблагоприятный для власти политический резонанс за пару месяцев до выборов.

Деньги населения, пускай привлекаемые на квартал под 25% годовых, всё равно оказываются выгоднее постоянного перекредитования на межбанковском рынке, где ресурсы и так предоставляются неохотно, а под «переход» (то есть при условии выплаты в следующем месяце, после прохождения контрольного срока по формированию обязательных резервов) — и вовсе минимально. Неудивительно, что все самые интересные розничные депозитные акции предполагают выплату процентов уже в следующем, 2013 году, пускай в первых числах января, но никак не до «годового перехода».

Это — пирамида, которую регулятору следовало бы начать аккуратно разрушать. Вероятно, для этого следует решительнее признавать необходимость девальвации (об этом кричат платежный баланс и курсовые ожидания населения), после чего активизировать рефинансирование. Понятное дело, что в сегодняшней ситуации наиболее опасным является шоковое обрушение курса национальной валюты, что тотчас же повлечет инфляцию (сегодня она близка к нулю) и пересмотр заказов на предприятиях (для некоторых это будет означать остановку производства). Розничная торговля, которая является сегодня драйвером экономического роста, в такой ситуации тоже сожмется, словно шагреневая кожа.

Следовательно, НБУ ничего не остается, кроме как проводить плавную девальвацию, и только сняв напряжение с валютного рынка, можно будет наращивать рефинансирование сообразно с темпами инфляции и уже затем требовать от банков немедленно снизить ставки по депозитам. Впрочем, финучреждения это сделают самостоятельно без излишних увещеваний.

Вот только хватило бы времени. Иначе нас всех ждет шоковый сценарий.