В разные годы он возглавлял предвыборную кампанию Билла Клинтона, министерство торговли США и президентскую кампанию Эла Гора против Джорджа Буша-младшего в 2000 году. Поговаривали, что Дэйли был настолько на короткой ноге с Клинтоном, что иногда мог позволить себе отказаться от приглашения на игру в гольф в Белом доме. В 2008 году он стал экономическим советником Барака Обамы во время предвыборной гонки за кресло главы Белого дома, а когда Обама ее выиграл — возглавил его администрацию.
В прессе тогда ходили слухи, что назначение Дэйли на эту должность — попытка Обамы снискать поддержку Уолл-стрит в период финансового кризиса. Покинув этот пост в январе 2012-го, уже через месяц экс-инвестбанкир был назван одним из 35 национальных сопредседателей новой предвыборной кампании Обамы. Поэтому сейчас Билла Дэйли, как по-свойски называют его американцы, чаще всего можно увидеть на телевизионных экранах, где он выступает в поддержку нынешнего главы Белого дома. Но «Инвестгазете» удалось пообщаться с ним во время его приезда в Украину в сентябре на ялтинский форум YES, который девятый год подряд был организован под эгидой Фонда Виктора Пинчука.
— Кто сейчас лидирует в предвыборной гонке в США?
— У Барака Обамы сейчас сильные позиции, несмотря на то, что на его первый срок президентства пришелся экономический кризис. Избиратели поддерживают его по трем причинам. Во-первых, они понимают, что он не был виновником этих проблем. Во-вторых, они видят, что без него ситуация могла быть еще хуже. В-третьих, он им нравится как личность. Кроме того, многие люди просто склонны переизбирать своих президентов. А Митт Ромни до сих пор ничего не сделал, чтобы донести до избирателей, почему за него стоит голосовать, кроме того, что он — не Обама.
— Кто в бизнесе поддерживает Обаму, а кто — Ромни?
— Компании ведущих отраслей американской экономики — финансового сектора, энергетики, обрабатывающей промышленности — выступают на стороне Ромни. Частично это связано с реформами, которые президент провел за последние несколько лет. Особенно в секторе финансовых услуг, энергетике и сфере защиты прав инвесторов. А частично это объясняется тем, что многие бизнесмены считают, что Обама недостаточно внимателен к интересам бизнеса. В то же время хай-тек и новые индустрии, а также отрасли, связанные с автопромышленностью, которую Обама помог спасти во время кризиса, более лояльны к действующему президенту.
— Позиции кандидатов от обеих партий по вопросам внешней политики так же сильно отличаются?
— Губернатор Ромни не озвучивал ее явно и лишь критиковал нынешнюю политику Белого дома (особенно в отношении Ирака и Афганистана) и призывал его вести себя более агрессивно. В то же время президент Обама свою позицию ясно озвучил. Он планирует до конца 2014 года вывести американский военный контингент из Афганистана, положив конец войне с терроризмом. Поэтому он намерен сократить оборонные расходы США на $400 млрд. в течение следующих 10 лет. (Ромни, напротив, выступает за их увеличение на $30 млрд)
Будущее отношений Соединенных Штатов и Украины зависит не от Вашингтона, а от Киева.— Политика Вашингтона всегда в значительной степени была направлена на восстановление лидерских позиций США в мультиполярном мире, где все больше начинают доминировать страны БРИК. Что кандидаты думают делать в этом направлении?
— Я не могу говорить за губернатора Ромни, но уверен, что президент считает, что мы должны адаптироваться к мультиполярности, а не пытаться вернуться в прошлое, где было только два полюса — США и СССР. В будущем миром будут управлять несколько государств. Но я не думаю, что сейчас какая-либо страна по-настоящему ставит под вопрос влияние США в мире. Хотя наша экономика переживает тяжелые времена, она все равно остается крупнейшей в мире.
— Во время своей предвыборной кампании в 2008 году Обама обещал восстановить конкурентоспособность США. Он будет продолжать эту политику и в случае переизбрания?
— Многие американские отрасли и так наиболее конкурентоспособные в мире — технологические и даже некоторые виды обрабатывающей промышленности. Также мы находимся в преддверии огромного прогресса в энергетике, который может дать нам энергонезависимость, которой у нас никогда не было, и полностью изменить нашу политику на Ближнем Востоке.
— А разве инициатива президента по возвращению американских компаний домой не была связана с его обещанием о конкурентоспособности?
— Были случаи, когда компании возвращали в США свое производство из того же Китая или американские компании переставали отдавать на аутсорсинг за рубеж некоторые виды услуг (например, колл-центры). Со временем это затронет и Индию, и Филиппины. Но это связано не с регуляторным стимулированием решоринга в США, а с ростом продуктивности этих компаний. У бизнеса появились новые технологии, не требующие присутствия такого количества работников за рубежом, как раньше, и позволяющие вернуть рабочие места обратно. Кроме того, за последние несколько лет кризиса стоимость труда в США также снизилась.
— Американский бизнес, работающий в Центральной и Восточной Европе, тоже ожидает решоринг?
— Для вашего региона вопрос стоит не столько в том, уйдет ли бизнес, сколько в том, придет ли он. Страны Восточной Европы, в том числе и Украина, пока не представляют собой достаточно большого рынка, как, к примеру, Китай или Индия. Поэтому открывают больше возможностей для развития местного бизнеса, чем для прихода американского.
Многие американские бизнесмены довольно позитивно настроены по поводу прихода сюда. Но сейчас здесь непросто работать, поэтому в вашем регионе остаются только крупные корпорации, а не средний бизнес.— Изменятся ли отношения Белого дома со странами ЦВЕ в случае переизбрания Обамы?
— Президент очень внимательно следит за тем, что происходит в регионе, особенно за процессами становления демократии, открытости и прозрачности, с которыми у Украины сейчас проблемы. Но Обама верит, что хотя путь к демократии тернист и занимает много времени, главное — чтобы во главе страны стояли лидеры, которые постоянно будут двигать ее в правильном направлении.
— Несмотря на то что в Украине много крупных корпораций из США, связи между нашими странами — как торговые, так и инвестиционные — все еще довольно слабые. Это может измениться после выборов?
— Слабость экономических связей между нашими странами объясняется тем, что Украина — страна, которая исторически была закрыта для Запада и только сейчас открывается.
Главная задача для Украины сегодня — выиграть международную конкуренцию за инвесторов. Для этого необходимо иметь динамичную экономику и улучшить систему образования, а также сформировать деловой климат, который позволит как создавать высококлассные компании мирового уровня, так и привлекать зарубежный бизнес и инвесторов.
Но это задача исключительно украинского правительства. Белый дом никак на это не влияет. Украинско-американские отношения укрепятся, независимо от исхода выборов в США, только при условии, что украинское правительство будет стимулировать демократические процессы в стране и станет более открытым миру. А сейчас в вашей стране наблюдаются противоположные тенденции.