Как сообщил Forbes.ua источник в Нацбанке со ссылкой на главу этого ведомства Сергея Арбузова, регулятор собирается ограничить наличные расчеты суммой 200 000 грн на одну транзакцию. «Скорее всего, лимит введут в конце этого или в начале следующего года. Сначала будет 200 000 грн, потом сумма постепенно может уменьшаться», — говорит источник. По его словам, это предложение Арбузов высказал на одном из совещаний на Институтской, 9.
18 октября вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов)», который предоставил Нацбанку право вводить ограничения на расчеты наличными. «На данный момент торговая сеть не готова к таким нововведениям», — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, подготовка торговой сети будет включать и установку терминалов по приему карточек Национальной системы массовых электронных платежей. Эту платежную систему курирует Нацбанк и пытается сделать из нее конкурента для Visa и MasterCard.
Довольно высокий лимит на расчеты наличными не повлияет на быт обычных людей, но теоретически, должен помочь в работе финансовой разведке. «С точки зрения борьбы с отмыванием грязных денег это, конечно же, положительный шаг», — отмечает первый заместитель председателя Госфинмониторинга Алексей Фещенко.
Мойщиков возьмут под крыло
Сейчас активно используется схема, в которой черный нал переводится в легальный оборот через торговые точки, где оптом реализуется сельхозпродукция или продаются предметы роскоши. Встречаются бутики с не самым ходовым, но дорогим товаром, дневной оборот которых достигает нескольких миллионов гривен.
«Такая схема станет невозможной или отмыватели будут ее как-то модифицировать, придумывать что-то новое», — уверен Фещенко.
Самое простое, что они сделают, уменьшат сумму каждой трансакции. «Теперь шуба будет стоить 199 999 грн или же будет рассрочка и дробление платежей», — предсказывает Ярослав Ломакин, директор компании Honest & Bright Ltd., специализирующейся на налоговом планировании.
Кроме того, станет сложнее отмывать деньги через популярные у мойщиков депозитные сертификаты на предъявителя: их придется покупать в разных банках на меньшие суммы.
Отмывочные схемы станут дороже, и это ляжет на плечи конечного потребителя, который в итоге всегда и платит «коррупционный налог», считает Ломакин.
По мнению банкира, пожелавшего остаться неназванным, Нацбанк просто хочет установить полный контроль над всеми денежными потоками в стране. «Услуги по обналичке Нацбанк уже контролирует на 99%. Теперь и мойщиков возьмут под крыло», — прогнозирует финансист.
Так или иначе, черный рынок никуда не денется. Бороться надо не с расчетными инструментами, а с причиной ухода экономики в тень, говорит Ломакин.