Может, что-то еще оплатил в интернете, но уже просто не помню. Потом подумал, что сентябрь не был особенным, а я сделал минимум 5 покупок своими карточками в интернете. Это не говоря про интернет-банкинг, где я плачу за школу ребенку, охрану, перевожу деньги на депозит и т.д.
Интернет наступает
Потом, ради интереса, я решил выяснить — насколько массовыми стали покупки в интернете по картам, и неожиданно обнаружил интересную цифру*, а именно: 11% от числа всех покупок по картам в Украине в первой половине 2012 г. — это покупки в интернете. 11% — это чаще, чем каждая десятая покупка, а это реально много!
131% достиг прирост интернет-платежей по карточкам по итогам 2011 г.
Сразу скажу, что речь не идет об операциях клиентов через системы интернет-банкинга, а об оплате покупок на различных интернет-ресурсах с помощью платежных карт Visa и MasterCard.
Где же платят картами наши соотечественники? Оказалось, что лидером в Украине (то есть наши карты на украинских сайтах) были оплата мобильного телефона и интернета — 66% от количества всех транзакций, а также коммунальные услуги — 26%. Замыкает тройку лидеров покупка авиабилетов — всего 4% от числа всех транзакций, но с существенной долей в обороте — около 27%. Получается, что в интернет-магазинах Украины реальные товары в основном оплачивают по факту доставки наличными, а с помощью карточек платят за услуги, билеты и т.п.
Наши за границей
Теперь о том, что наши соотечественники покупают по картам за границей (то есть на иностранных сайтах). Названия самых популярных по числу транзакций сервисов говорят сами за себя (TOP 10*):
- Paypal (включая eBay) — 26%
- Apple iTunes & AppStore — 16%
- Google — 13%
- RBK money — 9%
- Odnoklassniki.ru — 5%
- Skype — 4%
- Amazon — 3%
- Facebook — 2%
- Vk.com (vkontakte) — 2%
- Yandex Money Wallet — 2%
Понятно, что интернет-платежи по карточкам — пока не доминирующее направление. По моим оценкам, таких трансакций за этот год будет 1-2% от всех операций по картам, включая снятие наличных.
Но они быстро растут (+131% за прошлый год). Пока их регулярно осуществляет небольшое количество клиентов (не более 1%). Однако на месте банкиров я бы уже обратил внимание на эту сторону платежей, чтобы сделать их более удобными и безопасными. Ведь много чего было маленьким и незаметным перед тем, как стать огромным бизнесом.
Анализ проводился на базе 10,6 млн. карт банков-клиентов компании «Украинский процессинговый центр» за 6 месяцев 2012 г.