Меньше работать, больше зарабатывать
К сожалению, это только сарказм. Цифры Госкомстата по доходам, как минимум, вызывают когнитивный диссонанс. Даже если верить словам Николая Азарова о мизерной, 10-процентной инфляции за последние два с лишним года, почему-то мало кто из украинцев может с уверенностью похвастаться ростом своего благосостояния, и тем более согласиться, что жить стало лучше, чем до кризиса.
Но бог с ними, с интуитивными подозрениями. Цифры говорят, что средняя зарплата достигла исторического максимума. Допустим. Но тогда возникает вопрос: как так может быть, что зарплаты растут, а производительность труда стагнирует? Ведь еще до кризиса, в 2007 г., эксперты вовсю сигналили об инфляции зарплат и о том, что рост продуктивности в Украине – на порядок медленнее роста вознаграждения за труд.
Во время кризиса это соотношение подкорректировалось через девальвацию. Но на дворе 2012-й, и картина вновь повторяется. Даже хуже – зарплаты стремятся ввысь, а производительность труда среднего украинца не дотягивает даже до докризисного уровня.
Словом, как писал Игорь Мазепа, генеральный директор Concorde Capital, Украину разрывают фундаментальные дисбалансы. Только Игоря Александровича удивляло, как так может быть, что банки берут в долг под 30% и при этом почти никого не кредитуют. А здесь вопрос: как может быть, что зарплата растет, а производство – нет? Еще один дебет с кредитом не сходится.
Не буду затрагивать здесь социальный аспект. Наверняка найдутся возмущенные своими доходами и низким уровнем жизни (аппетиты у нас большие). Но в экономике, где так называемые «поплавки», то есть саморегулирующиеся предохранители системы (процентные ставки, обменный курс, баланс зарплата/продуктивность) неестественно зажаты, коррекция системы (а попросту – обвал экономики) – это лишь вопрос времени.