«Проблему для граждан может представлять отсутствие в новом паспорте гражданина Украины сведений о местожительстве. Поскольку многие административные и социальные услуги привязаны к местожительству, гражданам придется регулярно обращаться к чиновникам за справками о местожительстве, поскольку в паспорте эта информации не предусмотрена», — считает Сушко.
Кроме того, некоторые положения закона противоречат действующему в Украине законодательству об административных услугах, поскольку предусматривают (переходными положениями относительно изменений в Бюджетный кодекс) возможность расширения перечня платных админстративных услуг.
«Непонятны природа и назначение такого документа, как „Карточка мигранта“ (статья 35), ведь для иностранцев и лиц без гражданства, находящихся продолжительное время на территории Украины, предусмотрено „Удостоверение на постоянное проживание“ (статья 31) и „Удостоверение на временное проживание“ (статья 32), а для беженцев — „Удостоверение беженца“ и „Проездной документ беженца“ (статьи 33 и 34). Понятие „мигрант“ вообще не прописано в правовом поле Украины, поэтому не нуждается в документальном удостоверении, а введение такого странного документа, как „Карточка мигранта“ (со сроком действия всего один год), представляется лишь проявлением желания производителей документов заработать больше денег на иностранцах», — отметил научный директор Института евроатлантического сотрудничества.
Кроме того, непонятно, почему удостоверения на временное и постоянное проживание имеют срок действия всего один год. Это было бы оправданно для удостоверения на временное проживание, тогда как удостоверение на постоянное проживание вполне могло бы иметь более длительный срок действия, пишет Сушко.
«Таким образом, учитывая высокую вероятность того, что президент подпишет закон в принятой редакции, следует немедленно готовить изменения и дополнения, чтобы устранить неудобства, которые неизбежно возникнут как у граждан Украины, так и у иностранцев в процессе введения этого закона», — заключил эксперт.